Обзор летнего лонга от Александра Фральцова

Старался оценивать стихи без имён авторов, хотя некоторых угадал по манере. Предполагалось, что я успею написать немного о каждом, но в большинстве случаев вышло слишком немного и довольно резко. Сначала хотел убрать эти короткие комментарии, но в итоге решил оставить, в надежде, что авторы отреагируют на них не репликой «сам дурак», а попыткой понять почему так вышло (или утешиться соображением, что я просто не тот читатель, и их текст ещё найдёт своих поклонников). Плюсами помечены тексты, которые в первом приближении претендовали на место в моём шорт-листе, в который и вошли, потому что их оказалось не так и много.

1. Светлана Илларионова «Танюхино счастье» http://www.stihi.ru/2017/04/20/4515
 
Весна долгожданна и всё равно внезапна.
Обнаруживается, что семена не куплены,
сорт не выбран.
Пятиточечно ощущается каждая выбоина,
а дорогу на дачу не укатают и завтра.

Досужи кумушки: у Танюхи не все дома!
Какие грядки? В округе полно палаток.
Не семеро же ютятся по лавкам…
Не знают, – у мужа признали саркому.

А Танюха из года в год по тряской дороге –
навстречу петрушке, перцу, капусте, цукини.
Купить в магазине, конечно, недорого.
Но своё-то лучше, хоть отдохнуть от химии.

[За глаза химиотерапии хватит,
а пока – витамины жёлто-зелёного цвета.]

Вечерами она вслушивается в прогнозы,
ловит прищуром в ладони закатный мячик,
гонит дурные мысли: летите с ветром,
и надеется, – ещё не слишком поздно.

Какая весна по счёту? Уже шестая.
Рассада рвётся сбежать из уюта балкона.
Муж, обнимая, шепчет: "Ты для меня – святая!"
Она улыбается: счастье – это когда все дома.
_______________
Тематика очень распространенная, в тексте не сказано ничего нового, он не выходит за рамки темы. Некоторые комментарии будут короткими.

2. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Новые осколки» http://www.stihi.ru/2015/06/28/5132
 
ты родишь мне двух разнополых мальчиков
чтобы я не рожал
этот стих
для нытья полов
на полу валяется
никто его не-
кто из лихих 90-х
становится мной сегодняшним
консервирующим грехи
на зиму
чтобы было что поесть
в великий пост
гибдд врезается
женатый     холо-
стяк;
развратный холо-
дец;
душевный   холо-
кост-
и
холостой супруг
надевает на безымянный палец
спасательный круг…
......................................................
а мальчики играют в поло
один - в водное
другой - в конное,
они по-другому не могут,
они разнополые...
________________
Шутка про разное поло сама по себе неплохая, но если бы текст закончился спасательным кругом, он выглядел бы интереснее, желание всё объяснить пусть даже каламбуром, на мой взгляд, сыграло не в пользу автора.

3. Александра Герасимова «ты такой ещё неслучившийся легковесный» http://www.stihi.ru/2017/05/26/7866

ты такой ещё неслучившийся легковесный
замираешь как пёрышко сроненное у бездны
всё как птенчик гулишь
всё пытаешься прозвучать

а у бездны тьма ротозевна несытна чорна
а с обрыва срываются падают падают зёрна
убаюкать бы каждое
жимолость алыча

черноплодка и слива
и яблоня бы пылала
райский сад восходил бы
вспыхивал всюду ало
заводился бы в том саду зверь бесстрашный дикий

только манит и манит чернеющее ничто
вот и ты ни зерно ни дерево
- ты никто -
не надтреснешь в груди
пробивающимся ростком
пропадёшь
оторви и выкинь

***
мы не ведаем что творим
а творим эпоху
эпохальные веют ветрища со днепра
совершаю т'аинственный обряд
сочиняю хокку
всепрощение
поминовение
сострада..

с автострады доносятся высвисты и клаксоны
всем успеть бы переметнуться покуда не
не уснуть не спать
не закрыть глаза
быть бессонной
допиваю кофе
и в гущу травою сорной
прорастает свет белый
и птица поёт на дне
_____________
+
По прочтении первой части бездна показалась чем-то масштабным (я увидел несколько вариантов, было интересно, во что они перейдут дальше), после второй части бездна стала опустевшей кофейной чашкой, я уперся в строку "всем успеть бы переметнуться покуда не", которая остается для меня не включенной в текст (и одновременно ключевой). Прозрачная (но вариативная для взгляда с разных сторон) первая часть значительно зажимается в продолжении – хотя это уже вкусовщина, наверное.

4. Владимир Сорочкин «Без прикрас» http://www.stihi.ru/2017/01/18/2

Контуры сосен прибрежных,
Ряби озёрной слюда. –
Мы не застанем нас прежних,
Снова вернувшись сюда.

Помнишь как плавали днями
Здесь, и качался рогоз,
И танцевали над нами
Синие стайки стрекоз…

Знаю, что путает часто
Время любые пути,
И возвращение в счастье
Неисполнимо. Почти.

Встретит нас шорохом листьев –
Этой живой тишиной –
Домик – сырой и смолистый,
К лесу прижавшись спиной.

Где – без обид и тревоги,
Простенько так, без прикрас
Счастье сидит на пороге
И дожидается нас.
_________________
Тут мне пусто, с названием солидарен. Зарисовка о ностальгии с прямым называнием.

5. Липа Липовая «небо с утра» http://www.stihi.ru/2017/04/10/5018

небо с утра такое, что «умереть»
/помнишь -  Болконский, поле Аустерлица/,
падаешь вверх по-птичьи, чтоб посмотреть –
что там внизу? какие откроют лица
хрупкий подснежник в завязи автотрасс,
злой кабысдох с обрывком цепи на шее,
верба в обломках веток, хрустящий наст,
чёрный от дыма, тающий еле-еле.

лица, как души, духи дырявых крыш.
не надышаться светом в конце тоннеля.
горы, царапнув небо, рождают мышь,
сонмы мышей, бегущих к грошовой цели,
высохшей, сорной, цепкой как тот репей,
вяжущей массу в осточертевшем клинче.

но, посмотри, там кто-то стоит в толпе
и у него лицо с полотна да Винчи…
____________________
Все перемешалось в этом тексте, строчка цеплялась за строчку, как тот репей, Болконский улыбался, как Джоконда, но мне не хватило работы автора, текст показался первым приближением к стихотворению.

6. Ольга Вирязова «Выходишь ты и видишь — полон сад...» http://www.stihi.ru/2017/05/19/1186

Выходишь ты и видишь — полон сад,
вернёшься ты и видишь — дом как лес 
растёт и сам себя перерастает,
устало небо лить и нависать,
и полоскать сырыми полосами.
Ты мокнешь и стоишь на метке "здесь",
а сдвинешься — не уловить сетями.
Но всем ветвям назначат адреса,
и каждая травинка сетью станет
ловить своё. Так вязок перевод,
что языкам у воздуха учиться.
Перчатками касаешься всего —
предчувствуя что вот оно случится,
достанешь руку различить где жесть,
где зелен сад живого разговора,
дотронешься до дерева — ты есть...
Под стенами колодца светового
висят и бродят жесты и листва... 
Жестоко то что видится жестоким,
и в каждом наждака и в каждом льва...
а кожа лип исполнена родства.
Как лестница спустился с неба тополь,
и топчутся ненужные слова.
__________________
"полоскать сырыми полосами" не понравилось, вообще, если брать отдельные строки, они кажутся неуклюжими, но всё вместе переплетается очень приятно, в стихотворении составленном из ощущений главное, чтобы ощущения считывались и это происходит.

7. Людмила Поклонная «Подсолнух» http://www.stihi.ru/2015/08/06/205

я почти забыла деревню,
ревниво заштукатуренную снегами
городка, затерянного в Сибири

я почти не помню тамошние вертограды
и цветов картофельных акварельки
на приволжском воздухе огородном,
огуречно-укропном в полную краску

но подсолнечник у сарая, неопалимый, 
в листовое золото обрисован,
отчего ты горишь всё, отчего ты помнишься,  не сгораешь?
Божий лик в тебе черноглазаст,
Божий глас из тебя обещающ

помню, как, в закатном пламени не сгорая,
силуэтно пасётся, приплясывая, коза на крыше сарая,
восходящей трамплином в ласточковое поднебесье,
на бажовский лад ударяет в крышу кудрявой ножкой 

мы увидели утром травы в алмазах летних,
до сарая по ним прошлись, волоча поклажу,
вознеслись с трамплина  не хуже козы Маруси,
подхватились ветхозаветным Ил-18,
подкрепились колбасной манной,
расположившись  на воздуховых подушках.
вот и живём-стареем в снежной полупустыне
городка, затерянного в Сибири.
нам поставят подсолнухи в головах
_______________
После первого прочтения у меня было очень негативное отношение к тексту, потом я это преодолел, но от некоторых мест осталось ощущение необязательности и громоздкости, в том числе от концовки.

8. Анна Германова «Несвобод» http://www.stihi.ru/2017/02/27/1416

Ни в земле, ни на небе нездешний свет
не нашёл меня. В мёрзлых когтях ветвей,
в рыжей шкуре — невылинявшей листве,
на изломе зимы, на сколе
валунов, заложивших мне небосвод,
прорезается скрытое естество.
Как бы я ни пыталась зашить его
в мешковину моей неволи,
где бы ни хоронила — живёт, саднит,
истончает мне ночи, сминает дни,
заполняет на вдохе собой одним,
не пуская во тьме исчезнуть.
То в озноб загоняет, то в семь потов,
тесноту меж грудиной и животом
превращая в сплошной световой поток,
уходящий из бездны в бездну.
_________________
Совсем мимо меня, не за что зацепиться.

9. Дмитрий Близнюк «Реальность, прощай!» http://www.stihi.ru/2014/06/04/5148

Как же я оказался на чердаке?
Вот картонный ящик с грецкими орехами -
я зачерпываю пригоршню плодов
и высыпаю их обратно, словно крошечные черепки.
И смотрю сквозь окно на дождливое недружелюбное небо,
небо похоже на мрачного полицейского,
вызывающе жует зубочистки деревьев,
надвинуло козырек горизонта на самые глаза.
Что я здесь делаю?
Прислоняюсь лбом к холодному, точно стетоскоп, стеклу,
и с жадностью созерцаю
кусок еще теплого, еще не отброшенного мира
как ящерица, которая решила оглянуться на свой любимый хвостик,
прежде чем нажать на рычаг,
сократить необходимые мышцы. Реальность, прощай!
Я медленно дотрагиваюсь языком до холодного стекла -
стекло горькое на вкус,
за годы пропиталось лунным светом.
Вот так устроена волшебная лампа Аладдина.
Но что я здесь делаю?
Время снежинками отслаивается от меня,
перхоть судьбы.
Я чувствую, как превращаюсь в воспоминание,
прошедшее застывает, словно холодец.
И бабочка, не испытав свободного полета,
вновь становится беспомощной куколкой,
узор морщится на крыльях и сворачивается, подобно вееру.
Еще мгновение и ничего, ничего не останется,
кроме отпечатка прохлады на лбу.
Лунная горечь во рту и пряный запах орехов...
_____________
+
Для верлибра, на мой вкус, слишком распространено и развернуто, но есть несколько очень интересных вертикальных связей.

10. Ульяна Валерьевна «Возможно по этой причине» http://www.stihi.ru/2017/06/07/2747

Возможно по этой причине
Врачи не лечат родных и близких
Читать стихи своему мужчине -
определенные риски.
Тут сколько ни прячься в аллюзиях,
аллегориях и метафорах,
всё равно перед ним ты - голая,
и работы - поле непаханое.
И вот  он хватается за голову,
твое сердце уходит в икры,
и дыхание загнанное,
ты никак не привыкнешь
к тому, как быстро запотевает стакан,
в который наливается ледяной сок,
А твой мужчина смотрит, словно издалека,
как бы спрашивая: «Это всё?»
________________
Очень грубо использованы перечисленные в тексте художественные приемы, текст вообще слишком прямой, не вызывает у меня ни интереса, ни сочувствия.

11. Дмитрий Шунин «Весеннее» http://www.stihi.ru/2017/06/08/7783

Над буераками, над буерыбами
Редеют белые облака.
Земля цветущая чернеет глыбами
Под светом солнечного желтка.
Льёт влагу талую под красноталами,
За перелесками на поля.
А ветер гонит прочь туман опаловый,
Верхушки ельника шевеля.
Под вечер ладушки, а в мае ландыши,-
Успеешь высмотреть и вдохнуть,
Пока орда красношляпых поганышей
Высасывает лесную грудь.
Но ты не ведаешь и ты не думаешь,
Что в эту взбалмошную весну
Пока листва зеленеет бесшумная,
Пока жуки к ней громкие льнут,
Ты дышишь, ходишь, смотришь в небо звёздное,
Раскинувшееся в вышине.
И бесконечна жизнь в рассвете розовом,
А смерти нет.
___________________
Всё начиналось задорно, с буерыб, а закончилось общим местом «смерти нет», а между ними природоописание, мне не хватило продолжения буерыб, наверное, я с первой строки настроился на них. Эх.

12. Елена Ительсон «Фотографы уходят от людей» http://www.stihi.ru/2016/07/15/7725
 
Ты помнишь, я просила замереть
И не дышать, и не моргать слезами
В том городе, где проще заболеть,
Чем шею вытянув, сказать: "Не с нами".
.
Ты помнишь, я снимала против света,
Сквозь ветер "щёлкала" свои сюжеты.
И часто говорил мне: "Не готов"
Наш Город, что, как будто Птицелов
.
Бежал-бежал за вымыслом сквозь коду,
За птичкой сонной – сквозь живую воду.

...Ты помнишь, я просила не мешать
(Без вымысла и правды не видать).

...А это просто – улица на снимке.
И, смешивая разные года
В нечёткой "недодержанной" картинке,
Мы не вернёмся больше никогда

Туда, где море полнилось дождями,
От сердца к сердцу шёл круговорот.
И где витрины были зеркалами
Для фото прошлых
Иль для новых мод.

Ты помнишь, я просила замереть.
Ты помнишь, я снимала против света
И тот виток, что не приемлет смерть,
И было то подобие портрета
Не твоего, но всех твоих друзей...
...Фотографы уходят от людей...
________________
Много словесного шума, сложно увидеть за всем этим стихотворение. Чего только стоит 5 раз повторенное «ты помнишь», это даже человек с моей памятью припомнит после прочтения.

13. Олег Паршев «Прорастая в весну» http://stihi.ru/2017/06/09/4353

Когда заснеженная наледь
Творит торосы из теней,
Так хочется халат напялить.
Да и носки – пошерстеней.
Залечь на дно – во мглу дивана,
Взять книгу. Можно не одну.
И тихо прорастать в весну,
Лелея сны апрелемана.
И знать, что хмари выйдут вон,
А следом хвори сгинут в Тартар.
И залучится небосклон,
Смеясь над шутками dell`марта.
И грезить, что наступит мир –
Забьют фонтаны из зениток...

Басё отложен и Шекспир.
Пьют чай Офелия с улиткой.

Огонь, свернувшись в очаге,
Сопит, хвостом укрывшись лисьим.
Зима, любуясь перволистьем,
Уходит в рваненькой пурге.
__________________
Не знаю что такое «dell’март», google мне не помог. Шутки магазина dell? Первые 8 строк понравились, ещё лисий хвост, но «рваненькая» (почему эта форма, что она здесь даёт) пурга и хвори в Тартаре портят текст.

14. Юлия Александровна Михайлова «Нити» http://www.stihi.ru/2017/03/20/6800
 
Память приносит весну из детства:
В бочке кораблик бумажный тонет,
И, не успевшее в плоть одеться,
Яблоко дремлет в тугом бутоне.

Ноги промокли и прямо в кухню
Тащат с размытых дорог землицу.
Тусклая лампа вот-вот потухнет.
Красная нить на столе струится.

Множатся мухи на ленте липкой.
И за столом, в тишине бездонной,
Мама крестом вышивает лики,
Тыча иголкой в глаза мадоннам.

К богу клубок устремился прытко…
Маме простится. И как иначе?
Вышивки завтра продав на рынке,
Мяса с крупой принесём на дачу.

Память…В одной из таких излучин -
В сенечках мама баланду студит.
Значит, еду на крыльце получат
Кошки, собаки, смурные люди.
_________________
Уже этот текст видел, и на фоне этого конкурса он хорошо смотрится с точки зрения техники, но я по-прежнему не понимаю, что должен извлечь из него читатель. Так и представляю себе эту очередь из животных и хмурых людей, один из которых говорит: «куда прёшь, пёс, я раньше пришёл». Вообще, если оставить только третье четверостишие, это будет вполне себе законченный текст, а в таком виде, как сейчас – это вполне законченный текст с лишними дополнениями и сомнительными уточнениями.

15. Павел Бетач «Без ландышей..». http://www.stihi.ru/2017/05/24/9229
 
1

Без ландышей действителен ли май?
Реальна ли действительность без мая?
Какой рукой вопрос ни поднимай,
едва ли он кого-то занимает.

Но между тем из литерных ключей
вздымаются и истекают росы.
Их смыслами убогий книгочей
в несчетный раз переполняет космос.

2

Анжамбеман приняв наперевес,
по воле хора нящихся в иссопе,
конечностью я заступаю в бес-
и нахожу, что свеж и пятистопен
мой эверестогорбый бактриан,
удивлена прекрасная Селена,
а безначальный море-океан
едва-едва доходит до колена.
_______________
Вторая часть интересная - игра с синтаксисом, ассоциациями, удачно вписанная пафосная концовка, первая на её фоне похожа на костыль, вставленный, чтобы переполнение космоса литерами контрастировало с доходящим до колена безначальным море-океаном.

16. Анна Арканина «позови меня лето» http://www.stihi.ru/2017/05/25/6903
 
позови меня лето обратно
на крючок заржавевшей зари
зацепи среди дней перекатных
позови отзовусь забери
.
подмешай небо пенное к чаю
лей туманов парных молоко
догоняй забирай убегаю
на горячий песок босиком
.
на живца примани на краюху
испеченного солнца в пыли
пусть коснется голодного слуха
стрекозиная песня долин
.
обнимай не жалея до хруста
жги созвездья ночных светлячков
и качнется на ножках искусство
одуванчиковых голов
________________
Это похоже на песню, в которой всё хорошо, слова на своих местах и используются неплохие метафоры. Мне нравится, но тексту не хватает дерзости, он покорно опирается на старые нарративы.

17. Сибирский Волк «Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам» http://www.stihi.ru/2017/01/29/3840
 
Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам,
каменный свет держащий в своих губах –
словно тот – лестница, на которой Исаак
играет в салочки с бабочкой – и изгоняет мрак…

Вот все стада твои, идущие на водопой –
свет, что глядит в лицо воде, и лицо своё
не узнаёт – так морщина вдвойне лица
больше, поскольку лицом надвое разделена –

выпьешь себя и дальше в огне пойдёшь,
словно ребёнка и Бога, бабочки дрожь
неся на руках у рисунка воды, вдоль себя –
жертвенник, сын, Авраам, стая из голубят.
_______________
+
В центре композиции лицо воды, лицо света и морщина, во взаимодействиях которых можно заплутать, как в джунглях внутри других джунглей с бабочкой, Исааком и Богом (которые поочерёдно спасают друг друга и каменный свет сменяется «стаей из голубят» - символика голубей вполне прозрачна – мир, свет, благополучие, но возникает вопрос, почему здесь именно дети голубей) и это удивительным образом делает картинку стихотворения объёмной+очень интересный момент с «выпьешь себя» - одновременно визуальный образ (соприкосновение со своим отражением в воде) и метафора самопознания (прочно увязанная с мифом об Аврааме).

18. Юлия Долгановских «Антропоморфное» http://www.stihi.ru/2017/05/23/6338
 
Лето в зените. Июль тягуч и ленив.
Ночью выйдешь из дачного домика, чиркнешь спичкой.
Пузырятся лужи, исходят паром, а в них
звёзды купают свои межпланетные личики.

Глянешь в колодец — нет колодца. Одна чернота.
Кинешь ведро наугад — вода. Можно потрогать.
Черпаешь пригоршню, чтобы напиться, а там
отражается капля за каплей личина Бога.

Привкус металла во рту и ломит виски —
не отвернуть головы от ладоней. Муторно.
Утекает вода, остаётся ржавчина — не отскрести
и не откреститься. Гаснет спичка. Разгорается утро.
___________________
Хм, «межпланетные личики звёзд» это забавно, это как межэлектронные лица протонов. Потом происходит «личина Бога», которая у меня вызывает замешательство – с одной стороны отношение к богу неуважительное (у него личина вместо лица), с другой – уважительное («Бог» с большой буквы!), но в последней строфе это никак не развивается, ЛГ травится на даче водой из колодца (ну разве что «Бог» наказал его), к тому же вода со ржавчиной и спичка не горит больше (всего и делов-то – пока горит спичка в одной руке, закинуть ведро в колодец, достать воду и напиться с помощью другой руки – плёвое дело).

19. Алекс Юстас «Весеннее солнце» http://www.stihi.ru/2017/03/25/9916
 
Весеннее солнце -
это некий молодой человек,
который каждое утро,
насвистывая весёлую песенку,
самой дальней дорогой,
становящейся день ото дня
всё длиннее и длиннее,
добирается на вечеринку.
_______________
Стихотворение из одной метафоры, у которого масса недостатков из-за того, что оно короткое: во-первых, не лишним будет убрать однозначно лишние слова «это, некий, каждое, утро, всё, и длиннее»; во-вторых, дорога молодого человека на вечеринку длиннее с каждым днём? Ну не уверен, логичнее было бы если всё длиннее дорога старика, потому что ему всё тяжелее идти, хотя если одно похмелье перекрывается другим, накатываясь волнами…

20. Елька22 «Дома» http://www.stihi.ru/2016/02/18/6955

Мы строили норы, берлоги и хатки,
влюблялись по маковку в них без оглядки.
Мы верили крепости наших домов,
мы их познавали до пятых углов.

Дома пропадали, потом исчезали,
в какие-то кущи, в далёкие дали.
Дома уносились и ночью, и днём –
срывались метелью, попутным дождём.

Дома улетали, дома уходили,
а мы, попрощавшись, другие лепили.
Лепили, как ласточки гнёзда весной.
... нам будет куда возвращаться домой.
_________________
Нора с маковкой - это мощно. Не смог проникнуть в глубинный замысел стихотворения.

21. Игорь Гонохов «Самое интересное..». http://www.stihi.ru/2017/06/02/8519
 
Самое интересное весною – это земля:
в ней вращаются шестерёнки, поднимаются и опускаются соки.
Муравьи выращивают журавля
из семени бритвокрылой осоки.

Брызнешь кровью в полночь над первым цветком
у могилы криминального авторитета
и земля отрыгнёт кувшин с золотыми монетами.
Будет тебе текила, айфон, девки рядком.

Но я не за этим. Мне бы природного, потаённого,
химических реакций земляного мозга.
О том, как чёрное становится зелёным,
как по заднице воздуха красноталыми розгами...

Или, как появляется совсем интимное, скажем, поля,
чьи впадины и выпуклости размякли от влаги…
Как замечаешь отверстую почву и вылетающего из неё журавля.
Ай, молодцы муравьи! Налью-ка им яблочной браги!
________________
Слишком много не работающих деталей; предназначение второй строфы вообще непонятно, она лишняя и автор сам признаётся в этом в начале третьей строфы: «Но я не за этим».

22. Алена Шарифова «Гранёный» http://www.stihi.ru/2016/10/31/8059
 
Он помнит всей  гранёною душой
Дородной бабы тёплые ладони.
Как в доме было чисто, хорошо!
Он всем стеклянным сердцем это помнит!

Как нарезал вареников кружки,
За раз - штук сто! Работал, как конвейер,
И ароматный чай под пирожки,
И ягоды клубничного варенья.

За пазухою вынесен в гараж,
Меняя вкус от чая до "Столичной",
Опять берёт судьбу "на абордаж"
Самозабвенно и самокритично.

Шестнадцатая грань...
И новый круг,
В душе стеклянной - то полно, то пусто!
Сжимается кольцо горячих рук
И грани жмёт - до трепета...
До хруста...
__________________
Что чаще всего делают с граненым стаканом? Об этом и написал автор. Известно ли об этих приключениях читателю заранее? - Да. у некоторых возникнет радость от того, что они тоже лепили вареники и пили водку и от общей простоты стихотворения. А меня этот текст вгоняет в скуку – кроме попытки одушевить стакан (на мой взгляд этого не состоялось, потому что он всё равно вышел не живой) ничего и нет.

23. Игумен Паисий Савосин «Преследование» http://www.stihi.ru/2017/04/16/5048
 
      ...Он во всём и вне всего...
                Прп. Симеон Нов. Богослов,
                Главы богословские и практические, 1.

                ...За бегущим и я бежал, за убегающим и я гнался,
                как за зайцем – собака...
                Прп. Симеон Нов. Богослов, Гимн 22.


Так вьётся тропа. Этот пламень голодный,
Всегда пожирающий то, что недвижно, –
С идущим – бок о бок, дыханьем в плечо,
Не времени в нас, словно в книге, отчёт,
А ветер пустынный в зиянии книжном
И солнце, в пробелах сгустившись свободно,

Поющее медленно, ткущее быстро
Тебя и твой образ – земля, поднебесье
И горы, как крылья, летящие врозь...
Взмах, облако, взмах, раскалённая гроздь
Блистаний речных, и древесною песней
Звучит тишины оглушительный выстрел...

Рождаешься здесь, выходя из-под кровли
Привычного в дождь, в безъязыком зазоре
Себя повстречав, – как звенящий кимвал,
Ладонью в ладонь ударяя, сливал
Из мерного ветра, и сонного моря,
И гор легкоплавких, звучаньем уловлен,
Пространство Иному, сходящему вровень
С горами, где ты никогда не бывал.
__________________
+
Интересно было читать, нелинейный текст, восторга, впрочем, он у меня не вызвал, слишком далеко друг от друга разбросаны зависимые слова – может быть это от жары, но я так и не смог найти, к чему присоединить «Пространство Иному» - «сливал»? Тут мне явно не хватает знания «Глав богословских и практических». «Времени отчёт» тоже какая-то невнятица, «выстрел тишины» - спорный образ, не сам по себе даже, а в контексте этого стихотворения, его лексики, выстрел смотрится почти так же нелепо, как смотрелся бы здесь айфон, например.

24. Бразервилль «пока ты спал» http://www.stihi.ru/2016/11/04/3873
 
Пока ты спал, тебя переодели,
сменили простынь, комнату и дом.
Попробуй вспомнить: что же было до,
до этой странной тёплой колыбели.

Пока ты спал, в тебя глядели солнца,
в карманный атлас выживших миров,
определив по звёздному тавро
с какой звездой твой тихий свет сольётся.

Пока ты спал и слушал капли пульса
во влажной предрассветной тесноте,
тебя рассеял свет, оставив тень,
и кто-то вскрикнул: он уже проснулся!

И ты проснулся. Всплыл, как Наутилус,
глаза-каюты больше не пусты.
Ты мог подумать: что-то пропустил.
Но нет. Здесь ничего не изменилось.
__________________
Реинкарнация интересная тема, но использовать её для демонстрации тезиса «ничего не меняется» это из пушек стрелять по воробьям (две последние строки нужно сжечь и подумать над концовкой ещё, необязательно делать её столь скоропостижной, а может наоборот попытаться всё сжать, в общем сжать и сжечь – универсальный рецепт).

25. Ирина Полюшко «О малых городах» http://www.stihi.ru/2017/03/21/2977
 
Примерял я города, как пальто.
Не скажу, что очень часто менял.
Жаль, Москва великовата, зато
Синепупинск в самый раз для меня.

А деревня Брандахлыстово жмёт,
Несмотря на все леса и поля,
Баню, речку, деда Прохора мёд
И коров родных рога-вензеля.

Город мой уютный, милый такой,
Тёплый, впору, и носить - не сносить.
Так удобно в нём подвигать рукой,
И не надо под кого-то косить.

Подошёл и цвет его, и покрой.
Шаг широк, как на крутом дефиле.
Он мне  кожа -  для него я нутро.
Так и топаем вдвоём по земле.
_________________
Не интересно, автор поупражнялся в самоиронии и стихосложении, но не в поэзии.

26. Симон Слуцкин «Табор уходит» http://www.stihi.ru/2017/06/27/7262
 
Табор уходит.

Табор уходит в землю силой седых кочевий, стелит дорогу степью, мерно звезду качает.
Конь вороватой масти тянет телегу скарба по вертикалям страсти, до горизонта скорби.
Скрипка, гитара, флейта - странствует мир гармоний. Звук умирает где то возле сухого моря.
Табор уходит в идиш, но мегабайты помнят и высылают виды в ящик на yandex.com.net.

- "Дай погадаю, милый, вижу, как сердце стонет, по вертикалям линий за горизонт ладони.
Рублик - щепотка соли. Евро, как сахар - малость. До горизонта боли - десять годков осталось.
Вижу аптеку в прошлом, бедность, тщета работы. Век позабытый, Польша, и - вертикаль субботы.
Горизонталь парнОсы*: травы - товар не бойкий, и порошки, и слёзы... Лестница вверх и койка.
Ты не грусти, касатик, будущее не лучше. Всё я открою, кстати, если позлАтишь ручку".

Я сторожу карманы. А горизонт синеет. Даже в степИ цыганам не обмануть еврея. 

Флейта, гитара, скрипка - звук растёт изначально по вертикали зыбкой - радостный и печальный.
Песня уходит в табор. Сгинут в земле монеты. Не нужны лЕутАрам* в поле мои секреты
( старая ведьма знала, где я припрятал грОши ).

- "В Новой Европе - знамя, - Даки* идут и множат
страх. Не грусти, пиковый, если покинул Польшу - знай, что рождён фартовым, знай, что имеешь больше.
Вижу субботней халой, жаркой, большой, как в детстве, горы Иуды стали царским твоим наследством.
Лучший из лучших, дурень и рифмоплёт пустячный, реквием по культуре - горизонт поросячий,
и вертикаль осины - реквием по влюблённым".

Табор уходит в сИни. Табор уходит полем.

26 6 2017

парнОса - чистый доход или заработок (идиш).
леутАр - бродячий музыкант от «лэута» — старинный лютневый инструмент.
даки (прямой перевод) - волки - племя варваров, перешедшее на левый берег Дуная. Дунай и Висла считались границами старой Европы. Римляне считали даков диким и воинственным племенем. Интересный факт: у них был один и тот же символ. У Рима - волчица, у даков на знамёнах - волк.
___________________
Интересный текст, с мифологией, но я его не выберу из-за всех этих вертикалей, горизонталей и горизонтов, слишком их много, до неэстетичности (это точно вкусовщина) много.
PS«Даже в степИ цыганам не обмануть еврея» - это смешно, как раз читал про Авраама в связи с (несколько более) вышестоящим текстом, конечно, википедия не лучший источник, но цитата: «И два мужа отправились в Содом и Гоморру, а Авраам стал торговаться с Богом, не желая, чтобы в тех городах погибли праведные вместе с неправедными.» - он стал «торговаться» с Богом, высший уровень.

27. Сашка Михайлов «снежное» http://www.stihi.ru/2011/11/23/2175
 
Вы тоже уйдёте, меня оставляя у края,
Выискивать йодли в холодной водице из крана,
Протиснетесь в "завтра", собой переход заслоняя,
Как будто бы к Каю, в свирепую снежную стаю.

Но этот ли голод ведёт по распадкам и весям?
Отчаяньем молод, молю ещё - пьес мне и песен.
И слов, словно бабочек в летнее острое лесье,
Меж белых стволов, где от воздуха вольного тесно.

Там нет мне покоя - там щебет и силы земные,
Там солнце укроет лучами все беды зимные.
Но снова, как прежде, смотрю, зачарованно тая,
И в тысячный раз утопаю в метельную стаю
_________________
Вторая строфа нравится, в ней создаётся увлекательное движение, остальное – нет – эти «йодли», «водица», и особенно концовка с таянием и тысячным разом.

28. Jag «Эпитафия без конца» http://www.stihi.ru/2015/04/23/3072
 
Человек утонул в печали.
Он лежал на сухом причале.
Было поздно, но все кричали.
Доктор ухом упал на грудь

И пытался расслышать сердце.
Побежали за водкой с перцем.
А какой-то товарищ в берцах
Порывался беднягу пнуть...

   Да дыши же! Кругом веселье!
   То крестины, то новоселье.
   То зима, то весна с капелью.
   Шарик вертится, как юла.

   Че те плохо? Гони унынье!
   Позитивнее, позитивней!
   Медитируй на зелень с синью.
   Будь счастливым, и все дела!

...Он лежал, как актер на сцене.
Доктор встал, отряхнув колени,
И сказал пару слов на фене,
Впрочем, это была латынь.

И хотя, как и всем в партере,
(Всем неспящим, по крайней мере)
Мне хотелось сказать: «Не верю!»,
Приходилось сказать: «Аминь!»
_______________
В своём жанре вполне состоятельная вещь. Первая строка задаёт всё остальное, она так хороша сама по себе и глубока, что кажется вытянет любой текст после себя, впрочем, после неё текст уже скользит по поверхности (или по инерции) и попыток совершить новое погружение не предпринято.

29. Александр Быстров 4 «Добрая память» http://www.stihi.ru/2017/02/26/4109
 
Недавно я был в небольшом придорожном селе,
Где прадед мой жил, пережив три войны, три разрухи,
И мне в магазине сказали седые старухи:
«Он добрую память оставил на этой земле».

«Он добрую память оставил» - сказал агроном,
«Он добрую память оставил» - сказали на почте,
И как на деревьях весной открываются почки,
Так все открывались, когда говорили о нём.

И лица теплели, и чуть просветлялись глаза,
И чуть проявлялись закрытые накрепко души,
И я улыбался, о прадеде что-то послушав,
И мне улыбались, о прадеде что-то сказав.

Ах, добрая память, - какой простодушный обман,
Ах, добрая память, - какая смешная легенда,
Её не продашь и не купишь, не снимешь в аренду,
Как будто без ручки ненужный пустой чемодан.

Но вдруг, оказалось, что ей удалось уцелеть.
Дороже любого имущества, денег и славы,
Но вдруг, оказалось, была самым ценным и главным
Лишь добрая память в одном придорожном селе.

Пусть так получилось, нам знать не дано наперёд,
Что после себя доведётся потомкам оставить,
Живи и оставь на земле просто добрую память,
А что ещё кроме, Господь за тебя разберёт…
______________
Почему старухи седые? - не понимаю, что это добавляет их образу. Милый, добрый текст, вполне Асадовский такой - простые истины, проговоренные миллион раз.

30. Соэль Карцев «Комната» http://www.stihi.ru/2017/06/14/4278
 
"Власть отвратительна, как руки брадобрея,"
Осип Мандельштам

В комнате, где "я" колобродит с "мы",
время растеклось по всему периметру.
Мне бы взять его, хоть чуть-чуть взаймы,
но меня никто не зовёт по имени.

Беспокойно ждём: покатила б масть.
Мы устали оглядываться на историю.
В этом склепе залитом всё одно пропасть
"Англетеру", превращаясь в "Асторию".

Я когда-то был со страной един:
ералаш в душе, но хожу ухоженный.
Наша цель — дожить до благих седин,
стырив по пути все слова расхожие.

Под канат, на ринг сделав первый шаг,
продолжать идти как-то боязно,
да и рефери из таких решал,
что удары сыпятся ниже пояса.

Я к противнику: провожать-встречать,
так ведь нет его, неказистого...
В белой комнате не один я, чать,
за дверьми её — поле чистое.

Подобрать бы мне ключ для октябрей,
чтобы не тонуть, плыть в замочных скважинах...
Тянет руки, скалится брадобрей.
Заслоняют сущее всё дела неважные.
__________________
Много образов, но они не сгущаются во что-то единое и мощное и не дают посмотреть на всё с необычной точки зрения, а тянут текст в разные стороны, хотя основная мысль и тезисы понятны и рифмы хорошие.

31. Борис Удачин «в 72.00» http://www.stihi.ru/2016/08/09/7260
 
солнце протирает глаза
облачком -
неглаженным платочком.
а ты, проснувшись,
потягиваешься
и улыбаешься солнцу.

- доброе утро, красавица!
не повторяйся,
что не считаешь себя красивой.
никто - даже ты - не в силах
изменить моё мнение о тебе.

как только утро,
согретое нежной улыбкой,
убежало в даль,
явился полдень -
бесцеремонный пьяница,
болтающий без перерыва
и заглушающий всё вокруг.
но даже он
не способен стереть из памяти
упорные <согласные> звуки,
вместе с двумя гласными
слившиеся в слово "встреча".

чтобы дождаться её,
я должен убаюкать дневное светило
и сказать небесам и земле:
- добрый, очень добрый вечер!

когда с моей помощью
(и без неё)
уставшее солнце легло спать
в постель из пушистых гор,
ровно в 72.00
по сердечному времени
ты пришла на свидание
и удивлённо спросила:
- что ты такой напряжённый?
неужели из-за того,
что мы не виделись
каких-то три дня?

- не каких-то три дня, -
воскликнул я сердито (притворно), -
а целых три столетия.
но лучше будет,
если вовсе перестанем считать.
- не могу согласиться, -
в тон ответила ты, -
потому что соглашаюсь
принять твоё предложение
и быть рядом,
для начала... три миллениума.
начинай считать!
_______________
Очень скучное стихотворение, приторное и многословное. Из всего текста оставил бы только «упорные согласные в слове встреча» - это интересно.

32. Галина Иззьер «Июнь» http://www.stihi.ru/2017/07/14/8690
 
Голос Жванецкого: "Лето. Одесса."
Персик ко лбу на манер компресса,
Перси торговок в пикантной росе.
А в школе - Карбышев по программе,
Мересьев снегом бинтует раны,
Мухи в обмороке вдоль рамы,
Холодом тянет от новостей.

Пакеты с черешней к бокам прижимая,
Приезжие дачники лезут в трамваи.
Сидели бы дома, ныряли б в сугроб.
Студенты и школьники еле живы.
А у соседки - подобие шивы,
Комнату греет цинковый гроб.

Были другие гробы на неделе?-
Циле, соседке моей, параллельно.
Лето в разгаре, но ей не фонтан.
Видно, не менее жарко в Афгане...
Лучше бы в зону; лучше бы ранен
(Мешает жара заживлению ран).


В жару пирожки лишь с яйцом и луком.
Сосед мой при жизни дивился тому, как
Воспринимает евреев страна -
Потрусоватее, (сдуру) смелее?
Ночь. Простыня в темноте белеет,
Не холодит ни одна сторона.
______________
На мой взгляд, тема войны годится для раскрытия потусторонних и предельных вопросов, она позволяет выбраться действительно далеко за границы привычного бытового сознания, а здесь - очередная корявая слезодавилка (так прочиталось).

33. Bor_G «вечно и всегда» http://www.stihi.ru/2016/02/23/9015
 
время трясётся стрелкой чужих часов
финиш гораздо ближе чем даже снится
можно пойти на всё если шаг весом
можно сойти на нет забывая лица
можно оставить в мире какой-то след
и почивать прогнувшись на чьём-то ложе
если в конце тоннеля коньяк и плед
это по факту выйдет всегда дороже

бремя немалых чисел лежит на дне
право на дне рожденья не место счёту
те кто казались ближе верней родней
ныне в цеху измен на доске почёта
только с годами хочется всё свернуть
шеи проекты горы с пути все окна
где-то у трёх углов на краю бермуд
можно пропасть но проще слегка намокнуть

стремя гораздо выше раз конь не пал
будет нога не будет там кто ответит
всем уходящим в небо в отказ в непал
поздно метаться между былым и этим
прямо по курсу там где порыв и честь
не разойдутся с делом под общей крышей
можно копить тома а затем прочесть
станет ли кто умнее и даже тише

премия будет каждому или всем
если за каждым шагом идёт охота
кто-то сумел подняться когда подсел
где-то на этот счёт полегла пехота
волчий счастливый белый чужой билет
это ещё не повод пока ты молод
но
тьма накрывает которую тысячу лет
вечно другой но всегда ненавидимый город
_________________
Последняя строчка про город, а перед ней в тексте нет ничего про город, только десятки полуневнятных-полубанальных разрозненных обобщений (очередная попытка загрузить в один текст все образы, вместо того, чтобы попробовать хотя бы на одном задержать взгляд).всё – 2 раза, все –3, всегда –2 + там где, где-то, те кто, кто-то.

34. Наташа Дубрау «Мавзолей» http://www.stihi.ru/2017/07/07/8717

Смотришь в ночное небо порой, а там -
Всё неизменно...
Расставлены по местам
Звёздные постовые - бежать не велено.
Красная звёздочка - время больших забот.
Прячется октябрёнок пугливо от
Строгой луны, похожей на голову Ленина.

Светлое завтра. Да кто бы тогда сказал -
Мама под звёздочкой. Город чужой. Вокзал.
Жизнь перемелется - может быть, станешь злее.

В новое завтра исхожен окольный путь.
Всё вспоминается, как ни тверди - забудь...
Смотрит луна из вечного мавзолея.
________________
Приятное, но этого мало.

35. Валерий Поланд *** http://www.stihi.ru/2017/07/13/1846
 
Когда завербуют последнего голубя,
и кончится век telegram,
я сразу придумаю нового Гоголя
и что-то, возможно, продам.

И станут товарищи сравнивать подписи,
оценивать - схож ли портрет,
а после сожгут всё, что было по описи,
и выпишут ордер за свет.

И вряд ли судьба повернётся по-новому,
и к этому много причин;
дорога и флейта всегда уготованы
тому, кто обычно молчит.

И если ни шатко, ни валко к погибели
дойдём по сигнальным огням,
то я зарифмую последнюю Библию...

И выложу всё в инстаграм.
_______________
Мимо меня.

36. Елена Таганова «Новому коту» http://www.stihi.ru/2017/07/19/4555
 
Ты ли мой кот, я ли твой человек,
оба ли мы в ответе за прирученных,
силой привычки в собственность превращенных, -
жить нам бок о бок целый кошачий век.

Знаешь, а твой предшественник был бы рад,
что не пылится даром его лежанка,
да и коленей теплых ему не жалко
под неизменным пледом - наследуй, брат!

Впрочем, и человек-то отнюдь не всяк
дюж досчитать до ста, будь хоть дважды гений, -
так, может статься, ты у меня - последний.
Стоит ли спорить, кто у кого в гостях?
 
Может, не мне тебя, а меня тебе
выпадет проводить до одной из радуг?
Знаешь, а я, пожалуй, была бы рада
видеть, что ты прижился в чужом тепле...

P.S.: Да не пребудет миска твоя пуста,
если однажды утром меня не ста...
_________________
Стихотворение живое. Письмо коту. Незаконченное («меня не ста…» - смерть застаёт ЛГ прямо за письмом). Стихотворение тёплое, этакое исследование смерти через кота.

37. Валентин Емелин "Мирмидонец" http://www.stihi.ru/2017/06/24/6768
 
Он видел всё. Блестели шлемы. Латы
Гудели, словно кованая медь.
На приступ шли крылатые солдаты,
Готовые со славой умереть.

Отважным уготована могила:
Они уже ступили за черту.
Он видел смерть великого Ахилла,
Парисом поражённого в пяту.

Он понимал все козни Одиссея,
Троянцам подарившего коня,
Чтоб из его гнилого чрева сеять
Смерть от жестоких жал и от огня.

Солдаты шли, не нарушая строя.
Глаз, искажённый линзою стекла,
Взирал с небес. И полыхала Троя.
И корчил жар сожжённые тела.

В сандальях тридцать третьего размера
Шёл бог, играя веточкой ветлы,
Оставив муравьиного Гомера
Слепым от Аполлоновой стрелы.

Он видел всё: героев, сцены ада,
Сцепление эпических картин...
...Сквозь мирмидонца дышит 'Илиада'.
И феромоны жгут ему хитин.
_________________
Это хорошее, грамотно построенное стихотворение, гомер-муравей это весело, но мне не дает покоя вопрос "и что?" Магии не случилось.

38. Сергей Богомолов «Весь этот джаз» http://www.stihi.ru/2012/05/13/6982
 
Был саксофон речист, звучала тема
о том, как на рассвете Ипанема
благопристойна и чиста, затем свернул он
в Мазандаран, в его персидский переулок

и - были запахи корицы и кунжута
настолько терпки и назойливы, как будто
мы на базаре были, а не в зале,
и всё, что видели, не думая, скупали.

Затем из Персии сносило нас зюйд-вестом
к предполагаемому саксом Эвересту,
и было ветрено и холодно и дико
от приближения таинственного пика,

и вот: сидим себе на нём поодиночке,
а сакс колтрейнит и колдобит, что есть мочи,
и медь его и серебро его и пальцы
в нас проникают - алфавит в неандертальцев...

и я сидел и было мне горе и Будде
открыто всё что было есть и будет
что не когда-нибудь а именно сейчас
во мне рождается я слышу "All that Jazz"
_______________
Наращиваемое непрерывным повторением союза "и" напряжение грозило вылиться в афористичную и яркую мысль, а вылилось в смешение хорошо известной тренинговой (и религиозной) установки "присутствуй в сейчас" и названия любого претенциозного джазового сборника/концерта.

39. Линда Ангелина «Птица» http://www.stihi.ru/2017/01/03/2886

Там, где тайные духи дома сторожат,
где печальные лица скрывает хиджаб -
чёрный дым, тонкий шёлк, паранджа -
там, где в окнах темно, где дожди день и ночь,
там в горах обитает джабджаб;

это страшно – увидеть, как в небе, кружа,
проплывает огромная, как дирижабль,
чернокрылая птица джабджаб -
люди видят полёт и боятся её            
как пожара и жала ножа;               

и ужасная внешность мистических птиц
так пугает людей и сбивает с пути,
что не знаешь, куда же идти -               
и бедняги идут в Катманду, Боготу, 
в Гонолулу, Каир и Антиб.

Если ты этих птиц не встречал никогда,
не видал белых глаз оловянный миндаль
и полёты бог знает куда
над поверхностью вод, значит, ты ничего,
вообще ничего не видал. 

Всех страшней эта чёрная птица джабджаб -
и владельцев шипов, чешуи или жабр,
и гигантских рептилий и жаб -
может, это гипноз белых глаз её, но
от неё не спастись, не сбежать;

даже те, кто лишь издали видел, как на
фоне полной луны пролетает она,
а вокруг тишина, тишина -
знают всё про астрал, про химеры и страх,
и ни смерть им, ни жизнь не страшна…
_________________
чернокрылая птица / чёрная птица – понятно, что не равнозначно, но необходимо ли? «это страшно – увидеть, как в небе, кружа» / «люди видят полёт и боятся её» / «так пугает людей и сбивает с пути» / «Всех страшней эта чёрная птица джабджаб» - не знаю, как кто, но я с первого раза понял почему-то, что птица эта коварна. «так пугает людей … что не знаешь, куда же идти – и бедняги идут …» - не знаешь ты, а идут бедняги, честно говоря, я не знал бы «куда бежать», а не идти. Гипноз глаз смущает, он подразумевает, что у всех орлиное зрение, чтобы видеть зрачки птицы? У Кэролла птицу Джабджаб боится бобёр, у которого плохо с математикой, из-за чего он и поддаётся панике, что добавляет этому стихотворению совершенно нежелательный подтекст.

40. Ильдар Ахметсафин «Дождь закончится» http://www.stihi.ru/2017/07/18/9942
 
Дождь закончится,
Очнётся,
Вновь зашебуршит.
Говорят, нашли чего-то,
Там, на дне души.

Узловатое такое,
Вроде корешка.
От чего она и стонет,
И поёт, душа.
_______________
хорошее, короткое, но этих характеристик не хватает для попадания стихотворения в шорт.

41. Андрей Мартынов Слово «увлекали Увлекаева струи пенистой реки» http://www.stihi.ru/2016/11/15/6552
 
увлекали Увлекаева струи пенистой реки
и никто не знал - куда его струи мутные влекли
увлекала Увлекаева безучастная вода
уносила Увлекаева безутешная беда
он мелькал, как лист оранжевый над зелёною волной
то ботинок вдруг покажется, то ещё фрагмент какой
а на берегу жена его, да, представь себе, жена
тоже, кстати, Увлекаева, громом как поражена
а на берегу дела его, да, представь себе, дела
а в делах его душа его, да, представь себе, душа
но уносит Увлекаева равнодушная вода
да и хрен бы с ним, сказали б мы
но не скажем
никогда
потому что так уж создано в этом тире под луной
станет рано или поздно ли
Увлекаевым
любой
__________________
+
В каждой шутке есть доля. Стихотворение как будто создано по определенному случаю, при этом переросло его рамки и вышло на уровень универсального обобщения.

42. Глаша Кошенбек «текущее» http://www.stihi.ru/2017/07/26/2584
 
лодкины и афонькины не могут жить рядом!
это общеизвестно/незыблемо как подпись-дата-печать
еще дедушка афонькиных показал себя сексотом и гадом
и на бабушку лодкиных бегал ябедничать и стучать

портились насаждения, воровались болты и трубы
каждый год поднимали участки, засыпали КАМАЗы земли
дед афонькиных вел себя как хам, бабушка лодкиных разговаривала громко и грубо,
дети их не здоровались и держали нейтралитет как могли

много воды утекло, много  клубники с крыжовником съедено
истоптано вьетнамок, кроссовок, кед и галош, и сандалий
было и краткое перемирие между непримиримыми соседями -
обменивались растениями, помогали котам, но помнили/не забывали

афонькины отстроились раньше, а лодкины занимались искусствами и жили в бабушкиной халупе
афонькины матерели, рыли  колодцы и септики, задумываясь о другом
лодкины малевали /музицировали, были красивы и бессмысленны, как рыбки гуппи
друзья, любящие лодкиных не за искусство, а вообще, построили им прекрасный дом

тут афонькины и показали миру свою истинную природу,
тут лодкины и предьявили присутствующим нутро, как бесплатный абонемент
через тайные трубы из затопленных колодцев  и септиков  полились в сад лодкиных воды
лодкины голосили и плакали,  им на помощь пришли покойная бабушка и  цемент

бабушка приснилась, она звала их в бой:
"дети, не кисните,  дел-то на полчаса"
лодкины восстали и всей гурьбой
забетонировали доступные трубы к псам

афонькины примкнули к бухгалтерии святого воинства и его кассе
лодкины  отреклись от богов  и вывесили черный пиратский флаг
что кроме ряс и скелетов остается еще в запасе,
надо остановить всё немедленно, но как, но как

лодкины верили лишь в бабушку - гордую и неустрашимую,
но она больше не являлась к ним, не подавала никаких знаков
чтобы не метаться между Сварогом и Шивою,
приходилось привыкать жить как-то так, вот так вот

теперь, когда к афонькиным приезжают гости, лодкины орут с террасы:
"снип снип прекратите нас заливать СНиП снап снурре сыростьвонь"
когда гости приезжают к лодкиным, афонькины жгут панталоны и старые рясы,
и резиновый сапог кидают в жертвенный огонь

окружающие помирают от смеха, радуется  бог Локи,
особенно ему нравится резиновый сапог
наяды канализации и ондатры уверенно выступают за стоки
улыбается бог Кассы и Бухгалтерии - самый сильный на текущий момент  бог

Госсподи Кассы,   ты любишь здоровых сильных богатых
ну а если больных - чтоб почти разложился и желательно помирал
только тогда ты можешь зайти в его комнату  или палату,
чтобы добить или пройтись гоголем,  как свадебный генерал
что противопоставить тебе - а хрен его знает,
верить в тебя противно, но ты, точно, есть -
рядом, вокруг,  в оборачиваемости и в безнале,
любящий пафос и силу, и мзду, и лесть

короче, нет веры у лодкиных , т.е., есть, но им от нее тошно и больно
Вишну и Тор слились, разводят лапками Кецалькоатль и Ганеша
Ярило вообще редко появляется в подмосковье,
и его можно понять, можно всех их понять, конечно

есть еще внучка у лодкиных - в бабушку  - маленькая Надежда
не интересуется никаким искусством и это внушает лодкиным веру в судьбу
но слишком красива,  породиста, а это уже ненадежно,
так что неясно, что у них дальше бу
________________
Текст очень обширен, нуждается в сокращении или в переводе в прозу, Лодкины явно не сказали последнего слова.

43. Владимир Паукчто «Ступая тихо» http://www.stihi.ru/2014/01/03/5321
 
Пока студёная роса
Лежит не вылизана солнцем,
Иду в звенящие леса
С непритязательным блокнотцем.

Ступаю тихо, необут,
По влажным ласковым муравам.
Зачем давно я не был тут?
Прельщённый города отравой...

Вот ствол размашистый ольхи
Увитый плотно ковылями.
Повсюду маки, васильки.
Шмели парят над коноплями.

ТулОвищем к стволу приник,
И слышу, как любви признанье:
То беличий весёлый крик,
То бурундучье бормотанье.

Вот пробежал мохнатый жук.
Чу! — где-то селезень токует.
Вот зорким глазом нахожу
Грибочек махонький во мху я!

В полях заплакала гюрза,
Вещая середину лета.
И покатилася слеза
Из щёк несчастного поэта.

Зачем живу? Зачем грешу?
Упав в траву, себя жалею.
Лежу и плачу... и пишу...
И — написаться не умею.
__________________
«Слеза из щёк» и рифма к «токует» несомненно ироничны, как и весь текст, но в такой иронии сложно уже поймать что-то действительно интересное – не удалось и на этот раз.

44. Жиль Де Брюн «недавняя мышь» http://www.stihi.ru/2017/02/06/7517
 
Они приходят, плащи их застёгнуты и зловещи.
Взгляд уклоняется, слово бежит от вещи,
имя - от должности, звания, ранга, чина.
В ничтожные поводы втискивается причина.

Почему я?
Почему меня?
И за что мне?

Сердце стучит,
как шахтёр, заваленный в штольне.
Мысль непроизносима,
во рту горчит.
Генная память сигналит - замри, молчи.

Пророщенный страх, уставясь в лицо мне,
вкрадчиво шепчет: ты вспомни, вспомни -
кому ты рассказывал ту историю на Манежной,
у Дома Кино, под вискарь, в темноте кромешной?
Кому ты давал читать дневники Алисы?

Если спят кошки - из леса приходят лисы.
Мышата дрожат, как телята вблизи ножа.
Мышиными судьбами лисы не дорожат.

Люди в плащах поднимаются по ступеням:
затихает смех, обрывается чьё-то пенье.
Первый этаж словно вымер,
за ним второй,
третий.

Куда тебе, мышь, воевать с горой?
Раздавит и не заметит.

Люди в плащах заполняют дверной проём,
входят (так змеи вползают в заснувший дом).
Держатся каменно, монолитно, веско.

Соседка в окне напротив задёргивает занавеску.

И тут холод внутри превращается в белый жар.
Ты гордишься собой: не сдался, не убежал.
Ты уже не будешь бояться их никогда.

И недавняя мышь неожиданно говорит:
"Господа,
вспоминайте,
чему вас учили в школе.
Там в коридоре коврик -
вы бы вытерли обувь, что ли".
________________
Несмотря на затянутость, на избыточность («имя - от должности, звания, ранга, чина» - зачем перечислять почти одинаковые вещи? / «Мышиными судьбами лисы не дорожат» - совершенно неинформативно на мой вкус) текст стремится уйти от прямого называния, что хорошо, но то и дело предпринимаются попытки разжевать происходящее, объяснить психологию ЛГ (самый крупный и наиболее бросающийся в глаза отрезок: «И тут холод внутри превращается в белый жар. / Ты гордишься собой: не сдался, не убежал. / Ты уже не будешь бояться их никогда») – отчего читателю почти нечем заняться во время чтения текста.

45. Пелёвин «дружба» http://www.stihi.ru/2017/05/13/3138

навсегда только дружба
немудрёный сырок
сколько раз добродушно
выручал он как мог

отлетит этикетка
изомнётся фольга
но название это
не отнять у сырка
_______________
Хорошо сбалансированное, качественное, постмодернистское, о том, что название сырка застревает в горле и о том, что старый друг лучше, чем те, на которых распространяются санкции. Но текст не оставляет у меня послевкусия, думать о нём неинтересно.

46. Александр Спарбер «Пруд» http://www.stihi.ru/2017/05/18/5909
 
Я вспомнил этот пруд. Я вспомнил, да,
каким он был, каким он был когда-то,
я вспомнил воду, как цвела вода,
и тех стрекоз, мясисто-полосатых;
других, прозрачно-синих, у воды…

Теперь бетон, дома… Скажи на милость,
(«куда» – не в рифму, напишу «куды»)
куды, куды, куды вы удалились
и далее по тексту…
                Почему
всё ждём мы возвращения, как чуда?
Нет, господа. Не знаю. Не пойму.
И – ухожу. Я ухожу оттуда.

...А всё равно - там, впереди - пруды:
в них обитают рыбы, молчаливы,
и водоросли… А над ними – ивы
и синие стрекозы у воды.
______________
Аллегорическая ностальгия по поводу уютного утраченного мирка (на место пруда можно поставить любое дорогое и утраченное и стихотворение будет подходить) с мнимым оптимизмом в финале «А всё равно - там, впереди – пруды», мнимым потому что «в них обитают рыбы, молчаливы» и потому что «мясисто-полосатых стрекоз» еще надо дождаться. Почему не в шорте? Потому что таких стихов много.

47. Вася Курочкин «Капля света» http://www.stihi.ru/2017/05/16/3821

все забытое - не мое,
невозвратное тоже не.
я сжигаю свое белье
каплей света на простыне.
этим светом я капнул сам
из остывших за день лучей,
из заботливых пап и мам,
из мальчишки, что был ничей.

тот мальчишка любил молчать,
был стеснителен и раним.
если б время вернулось вспять,
он бы тоже вернулся с ним.
под кроватью - его следы,
это фантики от конфет,
это капли простой воды -
капель света на свете нет.

не бывает, как ни крути,
не случается даже вдруг.
тихий мальчик погиб в пути,
школьный циркуль закончил круг.
бесконечность равна нулю,
обескровлен, как рыба нем,
я полжизни уже не сплю
и почти ничего не ем.
_________________
Если человек не спит полжизни, значит в среднем он спит по 12 часов в день)) Стихотворение надо проредить, от таких вещей как «бесконечность равна нулю», «как рыба нем» точно стоит избавиться, а ЛГ накормить. «не бывает, как ни крути,/не случается даже вдруг» - стоило бы остановиться на чём-то одном.

48. Ольга Флярковская «Псков-Москва» http://www.stihi.ru/2016/10/17/4097
 
Эх, Россия... сёла, огоньки,
В сизом небе жёлтые дымки
Изогнулись, что хвосты кошачьи...
Тянутся болота и леса...
Убранное поле, голоса
Стай последних кличут или плачут.
Зов могу я только угадать
Из окна вагона... Снова гать...
Семафор над лентою дорожной...
Станция с окошками в резьбе...
Малая зарубка на судьбе,
Тихий вздрог предчувствия под кожей.
Память крови — это ли не чушь?!.
Но когда едины все пять чувств
В странном узнавании и боли,
Понимаю, потому жива,
Что ломаю сердце на слова,
Словно хлеб октябрьской юдоли...
Псковщина! Родимая тоска,
Ломота у правого виска,
Туч стада и низкое давленье.
И внезапным всплеском — белый храм,
Белый конь и снега первый шрам,
И комком в груди — стихотворенье...
______________
Не близкая мне пост-есенинская эстетика, с выкриком «Псковщина» все чудеса родины уместились в один текст-настроение тоски и полноты, не удалось избежать и наиболее распространенных образов – дорога-поле-лес, кровь-сердце-боль, россия-тоска-храм-конь. 

49. Лана Степанова «Про шнурки» http://stihi.ru/2017/06/11/7172
 
Три года. Хочется самой завязывать шнурки.
Сосед смеётся надо мной: мол, руки коротки.
В прихожей – царстве полумглы я мучаюсь в пальто.
Прекрасно вяжутся узлы, но бантик – ни за что.

Реальность движется вперёд, спешит, не тормозит.
Иду просвечивать живот в больницу на УЗИ.
А тот, кого «несу» к врачу, меня колотит в бок.
Шнурки завязывать учусь – причудливо, как йог.

Уже не помогает грим, ещё не умерла,
над отражением моим рыдают зеркала.
Пускай! Артрозу вопреки, в упрямстве видя плюс,
учусь завязывать шнурки и снова не сдаюсь.
_______________
По этой причине мне ботинки на молнии нравились в детстве. Текст прочитывается, как стихотворение для детей и в этом качестве может быть высоко оценен.

50. Игорь Григоров «Полет» http://www.stihi.ru/2017/07/30/2258
 
Между первыми грозами
и сладким соком березовым,
журавлиными клиньями
и холодными ливнями,

между тучами мглистыми
и опавшими листьями,
между жизнью, что прожита
и той, что всё ещё может быть,

над пашнями и покосами,
путь выбирая посолонь,
каменными пустынями -
от линии к новой линии,

светом делясь с рассветами, 
лететь - над Невой ли, Летой ли,
лишь на мгновенье крошечное
опережая прошлое.
__________________
Многократно прочитал стихотворение, но так и не понял, зачем оно написано.

51. Нина Лёзер «А на земле литовской» http://www.stihi.ru/2011/07/09/444
 
А на земле литовской так давно
Встречались мы, там истоптали тропы
Тракайские и камни крепостей.
Ты хвастался, что яблочным вином
Земли литовской короли Европы,
Напившись, так же потчуют гостей.

В музее – переливы янтаря,
Но ты сказал, скользнув глазами мимо,
Что сам найдёшь янтарь на берегу,
Ещё, что вкус копчённого угря,
Который  здесь такой неповторимый,
Распробовав, забыть я не смогу.

Потом кафе. Дымящийся асфальт
На улице. Салфетки, свечи, небо.
Дух Гедимина где- то за плечом.
Чтоб публику вокруг не волновать,
Картофель, знаю, надо есть без хлеба
И делать вид, что мне не горячо.

Лил частый дождь, убежищем стал храм,
В котором ты бы мог, но не молился.
Внутри… извне – всё тайна и гранит.
Я «лабас*» говорила по утрам,
Подумав, добавляла слово «ритас*»,
Все прочие забылось.
Извини.

* доброе утро
_______________
Приятный ностальгический текст о том, как памяти нравятся всякие блестяшки.

52. Игорь Калина «Ангел безрукий» http://www.stihi.ru/2017/01/01/46
 
 Марине Волконской

Чтоб наконец от города отдохнуть
и поскорее на вешалку сбросить ношу,
думаешь через кладбище срезать путь,
но почему-то выходит намного дольше.
Взглядом выхватываешь среди камней,
статуй, надгробий, крестов и колонн лежащих
то, что сказали люди, которых нет,
людям, которых не стало немного раньше.
Время - смотритель чокнутый, оттого
трёт эта бестолочь камень посередине
и вынимает медленно из него -
буква за буквою - имя необратимо,
будто нарочно рядом оставив мох.
Смотрит на это старание отрешённо,
слова не в силах вымолвить, ангелок,
сам в результате обеих кистей лишённый.
Подзадержавшись, слушаешь - меж тобой
и незадачливым стражем мраморнолицым,
прежде, чем стать осенней густой землёй,
красноречиво и взвешенно шепчут листья.
Вдруг ниоткуда вспыхнет над головой,
перепугав тишину, озорная белка,
цокнет, сердясь: "Иди-ка ты с глаз долой.
Что ты стоишь, любопытствуя, у калеки?"
Рыжий прыгун любимой забавы ждёт -
в час, когда нет проходящих и посторонних,
жёлудь бросает ангелу - ну а тот
ловит с усмешкой отсутствующей ладонью.
________________
+
Хотя текст показался затянутым (многих строк /на мой взгляд/ можно было бы избежать), но в финале меняется угол зрения – неживое (отрешенное) оживает, белка втягивает его в игру (не предназначенную для глаз человека) и из стража (который «слова не в силах вымолвить») он превращается в наблюдателя, который едва ли жалеет того, что уничтожается временем (потому что «ловит» жёлудь и «отсутствующей ладонью»).

53. Александр Галахов 2 *** http://www.stihi.ru/2013/08/23/2538

Стираю пыль с моих воспоминаний.
И мысли старые из очереди слов
Меня подводят к теме осознанья
Давно утерянных, но сладостных миров.
И по сосудам вдруг электропамять
Как на яву тревожит пьяный взор.
И хочеться сейчас мне слово вставить
В позавчерашний глупый разговор
_______________
Почти про эффект лестницы, но немного и о другом. Яву не следует путать с явью. Текст, к слову, структурно отличается от большинства конкурсных (по ощущениям), что может быть весьма продуктивно, но не в этом конкретном стихотворении – слишком велика масса затёртых определений.

54. Алёна Шипицына «Не моё» http://www.stihi.ru/2017/03/28/5121

беглое белое тянется к животу
бедное бледное светится  на лету
ты не моё не моё ты не моё дитя
слепенькое немое ты  не моё дитя

ходит по кругу страх
ходит вокруг  костра

пламя  меня спаси пламя меня согрей
я не  могу родить выносить всех детей.
ты не моё не моё холод и темнота
страшно дитя поёт – камешки изо рта
чёрный рубин  агат  дьявольский бриллиант
тени вокруг меня вечную жизнь сулят

то не моё не моё...
__________________
+
В этом стихотворении меня больше всего смущают даже не повторяемые 8 раз слова «(ты) не моё (дитя)», а то что бриллиант «дьявольский», дитя поёт «страшно», ещё «тени», «холод и темнота» - стандартный набор называния «зла злом». Возникает вопрос, как «страшнее»:
«страшно дитя поёт – камешки изо рта»
или
«дитя поёт – камешки изо рта» - без попытки навязать читателю интерпретацию?
Потом строка «пламя меня спаси пламя меня согрей» - спасение = согревание? Это вещи разных категорий – это как «спаси, тапочки принеси». Вот тут «белое светится на лету», а тут «чёрный дьявольский бриллиант изо рта, холод и темнота» - похоже на ночной костёр и пространство вокруг него – контраст света и тени – сначала отвергается родство с костром, а затем родство с тенью. За отсутствием явного «первого/верхнего слоя» читателю приходится строить интерпретации, которых можно предложить достаточно много для короткого текста, это весело.

Итак, ШОРТ Александра Фральцова:

3. Александра Герасимова «ты такой ещё неслучившийся легковесный» http://www.stihi.ru/2017/05/26/7866

6. Ольга Вирязова «Выходишь ты и видишь — полон сад..». http://www.stihi.ru/2017/05/19/1186

9. Дмитрий Близнюк «Реальность, прощай!» http://www.stihi.ru/2014/06/04/5148

17. Сибирский Волк «Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам» http://www.stihi.ru/2017/01/29/3840

23. Игумен Паисий Савосин «Преследование» http://www.stihi.ru/2017/04/16/5048
 
41. Андрей Мартынов Слово «увлекали Увлекаева струи пенистой реки» http://www.stihi.ru/2016/11/15/6552

52. Игорь Калина Ангел безрукий http://www.stihi.ru/2017/01/01/46

54. Алёна Шипицына «Не моё» http://www.stihi.ru/2017/03/28/5121


Рецензии
Александр, спасибо! Интересно было читать.

Лана Степанова   05.09.2017 22:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.