Теодор ван Тюльден... Забытые имена
Фламандский художественный гений нашёл своё воплощение в творчестве Питера Пауля Рубенса. Полнокровное восприятие мира, пафос жизни утверждения, преклонение перед физической красотой человека - эти черты искусства Рубенса определили характер
всей фламандской школы. Рубенс, с особой полнотой и силой воспринимающий радость бытия, оказал почти магическое воздействие на своих учеников, современников и последователей. Он открыл для искусства новые идеи, новый мир, наконец новую живопись.
В 1635 году Рубенс принимает участие в украшении Антверпена по поводу торжественного въезда испанского наместника Нидерландов инфанта Фердинанда. При-
рожденный декоратор, он задаёт главную идею оформления и в общих чертах обрисовывает план работы, над конкретным воплощением которой трудятся его многочисленные ученики и помощники. Среди них мы видим и Теодора ван Тюльдена,
живописца из Гертогебоса, верного ученика Рубенса. Тюльден с верностью обожателя увековечил все эти декорации в серии гравюр, ставших своего рода историческим источником.
Несмотря на голландское происхождение ван Тюльден (1606 - 1676) принадлежит фла-
мандской школе. Большую часть своей жизни он провёл в Антверпене, столице южных Нидерландов. Здесь он учился, здесь получил звание мастера, а через двенадцать
лет стал казначеем и деканом гильдии художников.
С Рубенсом ван Тюльдена связывали не только близкие отношения (он был женат на
его родственнице Марии ван Бахен), но и единство художественных взглядов.
Теодор ван Тюльден обладал талантом декоратора. Помимо этого он был мастеровитым,
упорным, целеустремленным и работоспособным художником. Недаром Рубенс несколько раз выбирал его в качестве помощника и сотрудника при исполнении больших заказов.
Помимо Антверпена они вместе работали над украшением дворца Торре де ла Парада
для Филиппа IV Испанского.
Рубенс был щедрым гением, он не скупился для своих учеников ни знаниями, ни ху-
дожническими навыками, ни даже славой. Его мастерская превратилась в школу, где
выковывались таланты, и стала художественным центром страны. Живописцы, скульпто-
ры и граверы распространяли по всей Европе славу своего учителя.
С этой миссией путешествовал по Европе и ван Тюльден, снискавший известность
способного и опытного мастера монументальной росписи. Дважды ван Тюльден был в Париже и Фонтенбло. В первом путешествии (1632) он изготовил двадцать четыре
панно для монастыря тринитариев в Париже. Во втором путешествии (1647) Тюльден занимался росписью галереи Марии Медичи в Люксембургском дворце, в которой соблюдал рубенсовские принципы монументальной росписи.
Среди станковых произведений ван Тюльдена можно найти аллегории и натюрморты, мифологический и бытовой жанр, религиозные и батальные сцены.
Как и Рубенс, Тюльден был хорошим портретистом. Помимо этого он занимался гравюрой, рисунком.
Столь разнообразная творческая деятельность неудивительна. Она была характерной чертой художественного образования той эпохи, когда из средневекового ремесленника живописец превращался в маэстро, артистически владеющего кистью, резцом или грифелем.
Свойственные барочному стилю импозантность, великолепие, монументализм
по-рубенсовски предстают перед зрителем в "Триумфе Галатеи" Теодора ван Тюльдена.
Как и Рубенс, он предпочитает трагедии радостные эмоции и изображает вполне отвлеченную от сюжета сцену символического триумфа героини. Это триумф жизненной
силы, триумф земной красоты.
Когда ван Тюльден обращается к религиозным сюжетам, то в его картинах с наибольшей силой проявляется творческая близость Рубенсу. Создавая алтарь св. Адриана, находящийся теперь в Генте, Тюльден как бы имел перед глазами синтетический образ
религиозных картин Рубенса. Он строит свою картину по принципу динамического равновесия объёмов и масс. Стремительное движение пронизывает композицию и придаёт нагромаждению мускулистые тел логику пространственного расположения. Все слито в
едином сюжетном действии, в общности чувств и эмоций. Типажи, которые выбирает художник, напоминают рубенсовские. Это сильные, пышущие здоровьем люди, как бы
идеализированные античные герои.
Живописное мастерство Теодора ван Тюльдена наиболее ярко проявилось в его эскизах.
Эскизы Тюльдена также продолжают подлинные рубенсовские традиции. Его манеру отличает лёгкость и свобода мазка. Скупыми средствами он подчас может выразить
очень многое и в нескольких штрихах наметить будущую композицию. Он обладает прекрасным чувством колорита, часто используя смелые живописные приёмы.
Среди учеников Рубенса было много художников, которые внешне и поверхностно соблюдали принципы своего учителя. В этом, однако, нельзя упрекнуть Теодора ван Тюльдена, который всю жизнь был верным последователем великого Рубенса.
@
Свидетельство о публикации №117082802981
Отзыв на произведение: Теодор ван Тюльден... Забытые имена [Алексей Гончаров 2] положительный
Интересно было почитать о художнике!
Спасибо Алексей, всегда с удовольствием читаю ВАши миниатюры!
С теплом, Владимир
Алексей Гончаров2 10.08.2021 10:13 Заявить о нарушении