Тильман Рименшнейдер... Забытые имена
Немецкое искусство эпохи Возрождения никогда не укладывалось в рамки понятия
"Ренессанса", выдвинутого учёными на основе изучения итальянского искусства.
Если последнее формировалось на отрицании предыдущего художественного стиля - го-
тики и пыталось его изжить, то искусство стран северной Европы, в том числе и Германии, было всегда прочно связано с готическими традициями. Эти страны выработали своеобразный вариант ренессансного искусства, его мы называем Северным
Возрождением.
Однако есть ряд общих чёрт в искусстве Италии и стран северной Европы в данное время. Это прежде всего появление имён в истории искусства, выделение личности из массы анонимного средневекового творчества. Каждый художник уже начинает ощущать в себе силу индивидуальности, необходимость личного самовыражения. Теперь большинство произведений связывается с именем автора, который становится уважаемым
гражданином; современники всячески восхваляют его. И хотя система цехового творчества ещё сохраняется в некоторых местах, особенно в северной Европе, на
большинстве создаваемых произведений лежит печать индивидуального мастерства.
Поэтому мы всегда отличим произведения, созданные Тильманом Рименшнейдером, от
работ его современников - скульпторов Берета Нитке или Фейта Штосса.
Тильман Рименшнейдер (1460 - 1531) был одним из крупнейших мастеров эпохи немецкого Возрождения. Он родился в Гарце. В 1483 году он переезжает в Вюрцбург, в 1485 -
становится там мастером, а вскоре и одним из самых знатных бюргеров - его назна-
чают бургомистром города. Этот факт говорит о заслугах Рименшнейдера-гражда-
нина.
Однако как художник он пользовался не меньшей славой. Недаром ему было позволено, в отличие от большинства современных ему мастеров, иметь двенадцать учеников.
Пора блестящей славы и творческих успехов в жизни Рименшнейдера завершилась внезапно и трагически, когда началась Крестьянская война. Демократически настроенный скульптор, как и большинство деятелей культуры того времени, крайне
сочувственно отнесся к требованиям крестьян и городского плебса. Более того, он
стал непосредственным участником военных событий, примкнув к крестьянской армии.
После поражения которой он был приговорен вюрцбургским епископом к тюремному
заключению, которое продлилось вплоть до 1531 года - года смерти мастера.
Жизненный путь Рименшнейдера, полный неустанного творчества, большой общественной деятельности и социальной борьбы, был типичным для той эпохи. Он выразил те
народно-демократические традиции, которые столь ярко расцвели в немецкой ренессан-
сной культуре.
Имя Тильмана Рименшнайдера было долгое время забыто; его творчество переоткрыли лишь в XIX веке. Его деревянные скульптуры отличаются выразительными чертами лица, часто с отстранённым выражением, а также тщательно выделенными деталями одежды. Многие скульптуры никогда не были раскрашены и оставались монохромными — Рименшнайдер был первым крупным скульптором, отказавшимся раскрашивать деревянные скульптуры.
В 1981 году монетным двором ГДР была выпущена юбилейная монета достоинством в 5 марок, посвящённая 450-летию со дня смерти Тильмана Рименшнайдера.
@
Свидетельство о публикации №117082705360