Размышления об извечном - отцы и дети

    Уже давно вынашиваю эту тему, постоянно возвращаюсь мыслями к ней, не уверена на все 100%, стоит ли её поднимать... Но вот всё-таки не смогла отмахнуться от размышлений, в общем-то это довольно непростая ситуация.

    А теперь начну с отправной точки, послужившей первопричиной моих раздумий. У меня уже трое внуков. Дети зрелого возраста, состоявшиеся и успешные. Где и с кем должны жить маленькие дети (внуки), кто и как должен осуществлять их воспитание?

    Жизнь настолько стремительно меняется, и эти изменения затрагивают всё: и
экономическо-финансовые отношения в обществе, и морально-нравственные ценности, и социальную сторону, и семейно-общественные устои. Если попытаться проводить сравнительную аналогию моего детства, детства и взросления моих детей, а теперь детские годы моих внуков - то это не "две большие разницы", как говорят, а несколько сотен таких разниц. Даже старшая внучка и маленький внук, у которых разница в возрасте 10 лет и 8,5 месяцев, и то они совершенно разные между собой.

    Когда внучка была маленькой, ещё была жива моя мама, она была педагог,
и в 3 года 8 м-цев внучку научила читать всего за три осенних месяца. Был прочитан весь "Букварь" до корочки, при чём с большим удовольствием со стороны внучки.

    Внуку меньше, чем через месяц, исполнится два года. Он хорошо говорит целыми предложениями, размышляет и делает выводы, которые просто поражают.
Вот, например, наша беседа по поводу нежелания кушать... Говорю ему, что я огорчаюсь, что он меня не слушается и не ест. На что он мне отвечает:
 - Надо маму подоЗдать с Лаботы... Мама пЛидёт, сИночек будет слуСаться...
Считает до десяти, знает все цвета и даже оттенки, знает названия цветов и по-английски. Умеет пользоваться телефоном, чтоб находить и смотреть мультики, смотрит, кто звонит, если знакомые, то отвечает...

    Меня, человека ещё советского поколения, для которого все эти достижения
информационно-технического прогресса, мягко говоря, с некоторым трудом осознаваемого и поддающегося усвоению, способности современных новорожденных
чуть ли не со смартфоном или ноутбуком вместо соски, приводят в лёгкое замешательство, а то просто в откровенный ступор.

    Современные ритмы жизни и трудовые отношения в обществе как-то мало сочетаются со спокойным взращиванием потомства, традиционным, заведённым ранее порядкам в семье. Теперь у многих людей нет возможности видеть друг друга дома... Получается, что для достатка и материальной стабильности в семье необходимо трудиться, как минимум, половину суток, а то и две трети. Мамы зачастую не используют декретный отпуск, потому что потеря одной зарплаты для семейного бюджета весьма ощутима. Вот и подошли мы к вопросу, а где, с кем и как растут теперь маленькие дети.

    Мама моя была учительницей в сельской школе, я её тоже не видела весь день: утром она уходила, я ещё спала, а вечером приходила - я уже спала. Меня вырастила бабушка, её не стало, когда я заканчивала первый курс... Всю мою детскую сознательную жизнь была рядом бабушка. Я её очень любила, и она меня тоже, души не чаяла... Как я теперь понимаю, моим воспитанием, в смысле чтения нотаций и ругани по поводу и без, никто не занимался. Я просто делала, как было принято поступать в семье. Училась всегда отлично, мне не составляла никакого труда учёба, видимо, я была умная, очень много читала. В наше время было это принято и совершенно естественно, каждую неделю брала в школьной библиотеке по нескольку книг, на что библиотекарша поначалу выражала даже удивление. Я часто "терялась" с книгой в доме, и меня не могли докричаться.

    Ещё на моё детство выпало очень много переездов с одного места жительства на другое, конечно, не из-за моей прихоти, а по неведомой мне причине этого,(вовремя у мамы не поинтересовалась, теперь уж спросить не у кого.) Думаю, что искали лучшей жизни, заработков, или себя... А мне приходилось в каждой новой школе отстаивать своё "честное имя", что у меня не фальшивые пятёрки, а я по-настоящему отличница, и на самом деле эрудированная "всезнайка". Я специально села недавно с листочком бумаги и посчитала все школы, где мне пришлось учиться, и ужаснулась... Но на мне это не сказалось отрицательно, а, наверное, помогло закалиться моей уверенности и придать твёрдости характеру.

   Своих детей я вырастила сама, без бабушек и нянюшек, поскольку жили далеко от родственников, мы были семьёй военных. У нас был гарнизонный детский сад, даже с ясельной группой. С дочерью я просидела в декрете только полгода и вышла на работу, служила в ПКБ Иркутского ВВАИУ. А сын родился уже в Литве, с ним в декрете пробыла положенных полтора года, затем отдала его в ясли и вышла на работу. Так жили большинство семей, (были, конечно, в которых жёны не работали ни дня..) Но я могу вспомнить только хорошим словом воспитателей моих детей, и дочь, и сын ходили в один садик. Тогда отношение к детям было сердечное и доброе, лучше даже, чем к своим, порой... Питание было просто замечательное. Образовательный процесс был поставлен с первых дней пребывания
детей в дошкольном учреждении, как-то мой повзрослевший сын сказал, что всем основным жизненно-важным навыкам и знаниям он научился в детском садике. Это очень высокая оценка, особенно, из уст ребёнка. Дети мои оба закончили отлично школу и с красными дипломами ВУЗы. Я за это всегда в душе отдаю дань благодарности первым учителям и воспитателям моих детей.

   Как-то давным-давно в разговоре я сказала своей дочери, что поскольку мне пришлось детей растить без помощи бабушек, то и я не стану заниматься со внуками в будущем. Дочь ещё не была даже замужем, но даже обиделась:
   - Как это? ...всех кошек и собак любишь, подбираешь, выхаживаешь... а что же, получается, внуков не будешь любить?
   Я ответила, что это два разных понятия...
   - Растить и воспитывать своих детей должны родители, а не бабушки или гувернантки, чтоб не было на кого сваливать потом вину за НЕвоспитанных чад.
   Вот всегда знала о силе слова.., и эти мои слова попали в нужный час в нужное ухо... Старшая внучка переселилась ко мне пожить на время, пока отбивали её от груди, да так и прижилась... Дочь, хотя и считалась в декрете, но работала по нескольку часов, занималась репетиторством. Жили мы на разных концах города, и чтоб не возить маленького ребёнка туда-сюда, внучку оставляли на несколько дней, а забирали только на выходные. С двух лет я её стала возить и водить на разные развивающие занятия, начиная с английского.
А потом незаметно и подоспела школа. Когда перед школой делали ремонт в той комнате, которую выделили специально внучке, покупали ей школьную мебель, ставили утеплённое окно-сендвич, делавший ремонт мой сын с усмешкой сказал:
   - Интересно, до окончания школы поселяется или пока замуж не возьмут...

  Осенью, проработав два месяца, я поняла, что всё совмещать: работу, первый класс, танцы, изостудию и иностранный язык - никак не по силам, и ушла с работы. Стала просто БАБУШКОЙ. А весной другого  года родилась вторая внучка.
Дочь даже не уходила в декретный отпуск, через две недели после рождения малышки вышла вновь на работу: был май месяц, конец учебного года. Понятно, что заработки молодых хороших специалистов не сравнить с тем, что может заработать человек пенсионного возраста. И случилось ...дежавю. Теперь младшей уже 4 года 4 месяца. Два года мы с ней проходили на иностранный, гимнастику, в вокально-танцевальную студию "Щелкунчик". Вот и подтверждение словам "...никогда не говори никогда..."

   Многие родители теперь большое внимание и средства выделяют на обучение и развитие детей с самого начала их жизни. Это замечательно. Но вижу, что в основном детей привозят на занятия няни, водители, гувернантки. А на общение с детьми после возвращения домой у родителей зачастую не находится времени. Скажите, что теперь жизнь диктует такую модель воспитания... Бизнес требует полной отдачи сил и внимания. Я согласна с этим частично. Важно другое: у родителей появилась такая черта - ребёнок с его появления возлагается на кого-то, (кормилицу, няню, бабушку,) и при всей "хорошести" этих воспитателей
теряется энергетическая связь ребёнка с мамой, папой. Маленький, он нуждается в постоянной уверенности в любви, не зря ведь одним из самых частых вопросов на устах малышей звучит: - Ты меня любишь? - а эта потребность в объятиях и поцелуях... Не надо бояться, что проявление нежности сделает из ребёнка слюнтяя и слабака в дальнейшем, наступит такой возраст, что ребёнок перестанет подавать руку, будет идти рядом "сам!", не захочет при людях обниматься и позволять себя целовать маме или бабушке. Но любовь - это не дорогие игрушки, брендовая одежда, "наворочаный"  IPHONE (айфон), поездки по три раза в год заграницу на отдых... Любовь - это взаимопонимание, бережное
отношение к чувствам маленького человека и боязнь ребёнка принести боль и огорчение родному человеку, не важно, в каких родственных связях они будут.

   Думаю, что где-то в подсознании все об этом знают. Но так уж устоялось за последние десятилетия, что один, глядя на другого, стремится не быть хуже и не отстать, гонка за материальными благами, статусом, властью сделала очень многих людей холодными и расчётливыми, с очерствевшими душами и отсутствием
сострадания, доброты, чувственности. Мир людей становится всё больше похож на мир машин, роботозамещение уже не такая далёкая фантазия. А маленькие дети - это, своего рода, губка, впитывающая и поглощающая из окружающей среды то,
чем насыщена вокруг эта среда-жизнь. Все родители хотят детям счастья. Но понятие это расплывчато-абстрактно. А главное, ничего не происходит само по себе, надо счастье это создавать, работать над наполнением души, беречь в маленьком существе ту Божью искру, которой наделены все при рождении.

                26.08.2017г.
   


Рецензии