Звательный падеж

1. Увидел у св. Иоанна Кронштадского звательный падеж, обращение к Святому Духу:
"Душе Святый!" Этим заметно проясняется качественное тождество души и Святого
Духа, который, вероятно, соответствует ведической пране, китайской (жизненной)
энергии Ци, эфиру (др.-греч. Aitheras – «верхний слой воздуха»), торсионным полям
(от лат. torsio – кручение), оргону В. Райха и тому подобным безличным понятиям.

Главное отличие христианского Святого Духа в том, что он жёстко увязан со своей
личностной ипостасью – Богом-Отцом и Богом-Сыном, которого можно трактовать,
как искру Божью, внутреннее "солнце Правды" (термин, употребляемый св. Иоанном
Кронштадским) в каждом человеке, а не только в историческом Иисусе Христе.

2. Очень интересно, что все живые существа называются "дыханиями": "Все люди,
как и Ангелы Божии, – дыхания Божии, оттого-то Ангелы и называются духами, или,
что то же – дыханиями Божества, а человеческие духи – душами, потому что сии
произошли от дыхания божественного и дышат Богом. Святым Духом, сказано, всяка
душа живится и чистотою возвышается!.." (Св. Иоанн Кронштадский. "Моя жизнь во
Христе", п. 251).

Это значит, что дыхание присуще не только физическому телу, но и тонким телам
(если мы признаём их существование). Поэтому сосредоточение на собственном
дыхании может поведать очень многое о природе собственной души, то есть своего
(человеческого) духа, который лишившись тела, станет либо ангелом, либо демоном,
либо чем-то средним между ними.

3. В неявном виде св. Иоанн Кронштадский тоже трактует Бога, как вездесущее
пространство, со всех сторон окутывающее и пронизывающее человека (в силу его
вездесущности).

Увы, исповедуемая им ортодоксальная христианская модель поведения имеет
ограниченный радиус действия, не перекрывая весьма обширную зону экстремальных
проявлений зла, которое бывает поистине чудовищным и не подлежит исправлению.

Невозможно и некогда сочувствовать немцам под Москвой или Ленинградом. В таких
случаях их надо останавливать всеми доступными средствами, что неизбежно выводит
человека за рамки милосердия и сострадания. Как приоритеты они хороши после
драки, но не во время неё. В этом смысле религиозная установка "Бхагавад Гиты"
(песни Бхагавана, т.е. Бога, от санскр. bhagavaan «господин, владыка») гораздо
совершеннее. Какая удивительная глубина в этих строках:

"Такими словами карающий врагов и всегда готовый к бою Арджуна обратился к
Шри Кришне, Повелителю чувств всех живых существ. В заключение он произнес:
"О Говинда, я не буду сражаться," и замолчал". (Б.Г. 2:9) И замолчал (!)
Ну, точно, как у Пушкина в 8-й главе "Евгения Онегина":

"В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!"

4. В этой точке останавливается ортодоксальное христианство. "Не хочу и не буду.
Поскольку возлюбил врагов своих". "Так ты и врагов Церкви Христовой любишь? –
Этих особенно". ("Монах и бес"). Как будто сам Иисус Христос не опрокинул столы
менял в Храме: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих
в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им:
написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом
разбойников" (Мф. 21:12-13).

В том же духе высказывается и Кришна в Бхагавад-Гите: "Поэтому сражайся,
Бхарата, и не пренебрегай своим религиозным долгом" (Б.Г. 2:18)

5. Когда та или иная христианская Церковь благословляет на защиту Отечества
своих прихожан-воинов или освящает их оружие, она действует больше в духе
Бхагавад-Гиты, чем Евангелий. Если бы св. Иоанн Кронштадский дожил до 1-й
мировой войны, он столкнулся бы с той же проблемой.

Невозможно следовать одновременно и за Кришной ("сражайся, чтобы не нарушить
свой религиозный долг"), и за Христом ("не сражайся – по той же причине").
Религия, непригодная во время войны, едва ли может считаться универсальной.
Как и религия, объявляющая Богом человека, который сам постоянно молился Богу.
Видимо, нам не очень повезло с религией, прости, Господи!..

(2017)


Рецензии
Мне кажется, Св. Иоанну Кронштадскому не был предназначен путь воина. Он был священником, и мыслителем ( впечатляют его строки о вездесущем беспредельно мыслящем Духе и о бессмертности человека в слове своём).

А как же Христово воинство?.. А как же сотни людей, умирающих за веру (русскую, православную), за родину? И думается мне, что не очень повезло нам не с религией, а с верой. Маловато её в сердцах наших, той веры, что и меч святой и щит святой, той веры, которой неважно кто ты - христианин или мусульманин, той, которая хоть и "pro aris et focis" но не разъединяет, а обобщает.

С искренним уважением, Агниша.

Агниша   19.09.2017 01:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Агниша!

Спасибо за отклик! Отличная затравка для прояснения затронутой темы.

1) "Мне кажется, Св. Иоанну Кронштадскому не был предназначен путь воина.
Он был священником и мыслителем".

– Любой священник, мыслитель и просто человек, исповедующий принципы добра,
справедливости, милосердия и братской взаимопомощи уже является воином Духа и
участником воинства Христового. (В него не входят участники крестовых походов,
грабившие и убивавшие невинных людей по дороге в Иерусалим, и прочие деятели,
прикрывающие ложь, насилие и разбой именем Христа).

2) "А как же Христово воинство?.. А как же сотни людей, умирающих за веру
(русскую, православную), за родину?"

– Есть большая разница между безоружными мучениками, безропотно принимающими
смерть за веру – и людьми, принимающими смерть с оружием в руках в бою за родину.

Собственно, в этом и заключается основная проблема. Ты либо сражаешься вместе с
Кришной, беспощадно убивая и калеча врагов во имя защиты высшей справедливости –
либо вместе с Христом отказываешься убивать и сражаться, подставляя убийцам
вторую щёку и отдавая им на растерзание не только самого себя, но и своих
беззащитных женщин, стариков и детей.

В реальности, когда дело доходит до крайностей, спасительный здравый смысл на
время превращает безропотных христиан в отважных кришнаитов. Поэтому я и говорю,
что религия, неприменимая в военное время, не может считаться универсальной. Лишь
универсальная религия является настоящим везением.

3) "И думается мне, что не очень повезло нам не с религией, а с верой. Маловато
её в сердцах наших, той веры, что и меч святой и щит святой, той веры, которой
неважно кто ты – христианин или мусульманин, той, которая хоть и "pro aris et
focis" <<"за алтари и очаги", т. е. за самое важное, самое дорогое, за основы
своего существования>>, но не разъединяет, а обобщает".

Очень сложный фрагмент! Лишь универсальная религия не делит людей на христиан
и мусульман (не универсальные на такую щедрость не способны). В индуизме она
называется "санатана-дхарма", то есть "вечная религия" естественного, врождённого,
преданного и любящего служения Всевышнему во всех Его проявлениях.

Фактически, это вечная "религия любви", косвенное указание на которую содержится
в известном высказывании Апостола Иоанна "Бог есть Любовь". Поэтому на иконах
изображают мать с младенцем – это лучший символ любви после влюблённой парочки.
Если же любовь, как разновидность душевно-духовной гравитации, универсальна, то
деление на христиан и мусульман не имеет к ней никакого отношения.

Тезис о недостаточном количестве веры в сердцах достаточно спорный. Во все
времена количество любви (как проявления универсальной религии притяжения)
примерно соответствует количеству ненависти (универсальной религии отталкивания).

Жреческие хомуты в виде различных "вер" и конфессий мало что меняют в этом вечном
противостоянии сил добра и зла. Невидимые святые мечи и щиты веры, надежды и любви
никогда не покидают поля боя, на котором они находятся в постоянном контакте с
симметричными грешными мечами и щитами неверия, отчаяния и ненависти. В силу
двойственности всего сущего, окончательная победа в этом сражении невозможна.

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   19.09.2017 15:05   Заявить о нарушении
У Вас так мастерски получается прояснять непонятные моменты и так спокойно, обстоятельно излагать свою точку зрения, что беседовать с Вами всегда чрезвычайно приятно.
Большое Вам спасибо, Василий!..

Агниша   19.09.2017 21:33   Заявить о нарушении
И Вам, Агниша!..

Василий Слынько   20.09.2017 00:46   Заявить о нарушении