Астрология как искусство

Собственно, то, что мне не нравится в астрологии, в любой из систем - её гибридность. Некая искусственная сшивка естественно-научной составляющей, отвечающей за вычисление положений планет, и гуманитарной составляющей, представляющей из себя варианты какой-нибудь вульгарной психологии. Ну то есть, сначала практикующий астролог вычисляет гороскоп, рисует его в удобном формате... а дальше начинается шаманство, больше похожее на искусство, сродни живописи.

Вот дали тебе инструмент из семи красок-планет... и начинаешь разрисовывать ими картину жизни конкретного человека. Может получиться очень похоже, а может и не очень: палка палка огуречик - вот и вышел человечек. Можно, конечно, потом этому человечку объяснить, что это стиль такой постмодернистский ведический кубизм, но лучше астрологу всё же уметь рисовать на достойном уровне. Работа астролога в этом смысле похожа на работу уличного художника - набросал эскиз и отдал клиенту, тот посмотрел - так вот он я оказывается какой в видении мастера - круто!

Ну так вот, астрология, понимаемая как прекрасное искусство - прекрасна. Но иногда же хочется чего-то большего, чтобы это выглядело как полноценная наука, а не попытки красиво скрестить ежа с ужом. И вот тут пока всё не очень удовлетворительно. Для многих астрология попадает в категорию лже-наук, чуть более продвинутые философы говорят, что термин лже-наука некорректен, и астрология причисляется к пред-наукам. На том основании, что применённые строго критерии научности к самым естественным из наук дают осечку... в каждой из наук есть элементы шаманства. Но всё равно, если на входе мы имеем момент времени а на выходе некий более или менее произвольный набор слов, часто очень разный у разных специалистов - согласитесь, это странная наука получается.

Обычно в науке речь идет о понятийном мышлении, когда слово - это не просто случайный мазок кисти по холсту, а за каждым словом стоит некая развесистая структура, обобщающая тот или иной чувственный опыт, прошедший через фильтр философских категорий. Конечно, можно сказать, что какие там категории, когда речь идёт о простых предсказаниях, сколько будет жён-мужей, детей, денег, здоровья? Но даже в простых вещах подстерегает дьявол, который прячется в деталях. Например, в гражданском браке барышня может считать себя замужней, а мужик - неженатым... и поди ты разберись. Мы живем в мире неопределённостей, где даже можно быть немножко беременной... а как назвать состояние, когда результатов анализов ещё нет, а задержка и некое смутное ощущение уже есть. Это как кот Шредингера, который не жив и не мёртв одновременно. Может быть, астрология и придумана, чтобы бороться с этой неопределённостью? Любит - не любит... любит! Между прочим, такая квантовая природа человеческой жизни и даёт простор для творчества художника. Выбор "любит" или "не любит" оказывается в зависимости от творческого воображения того, кто рисует вашу жизнь.

Короче, мне видится правильным в астрологии такой подход, когда время рождения... или лучше, структура, связанная с обстоятельствами рождения конкретного человека отображается не в тот или иной произвольный набор слов, а в структуру понятий, связанных с моделью личности в той или иной системе психологии. Например, определяем по данным рождения соционический тип человека, и дальше к нему оказываются пристегнуты массивы информации, связанные с исследованными особенностями поведения этого типа, ценностными установками, перспективами совместимости и т.д. Модель личности далее начинает работать сама и выдаёт уже изнутри себя прогнозы и рекомендации. Желательно, конечно, чтобы эта модель была несколько более продвинута, чем соционика. То есть, модель не должна быть статичной, она должна развиваться и подстраиваться под имеющийся опыт через механизм анализа и синтеза.

Кстати сказать, очень хорошо видно этот анализ и синтез в ведической астрологии, в простонародье именуемой джйотишем. Синтез проявляется в понятии "йога", которое по существу является соединением некой, обычно развесистой структуры, связанной с положением планет со структурой из толкований, или обычно намёком на такую структуру. Таких йог за века накопилось великое множество, и вот они оказываются теми самыми красками в палитре ведического астролога, коих уже не 7, а тысячи. Слабым местом йог является именно их часть, связанная с толкованием. Коты Шредингера сидят в каждой йоге на уровне толкования. Например, взять дхана-йоги, которые обычно интерпретируются как "человек будет богат". Но богатство - штука относительная, кому-то и щи жидкие, а кому-то и жемчуг мелкий. Всегда есть пространство для манёвра, что вот де есть нейтрализация этой конкретной йоги в гороскопе или просто таких йог набирается слишком мало. Тем не менее, намёк на структуру, связанную с толкованием есть, он и обеспечивает эффективность джйотишу, когда она наблюдается.

И в заключении Леонид Ильич сказал, что надо бы обратить самое пристальное внимание всем практикующим джйотиш, что, как и почему мы делаем, исходя из каких моделей и структур что-то может получаться. И остаётся самый интересный вопрос, почему вообще всё это может работать. Не всё же Котов Шредингера разводить!


Рецензии