Куда исчезли бабушки?

Рассуждая на тему няни, И. Шмелев писал в одном из писем:

«Сереже был год. Надо было няню, помимо прислуги “за всё”. Оля хотела молоденькую. Я – не помню. М.б. – тоже. Сейчас – если бы случилось чудо – взял бы “Арину Родионовну”. Чушь, когда хотят к ребенку молодую. Конечно, есть “за это”. Но больше – “за подлинную няню”. Язык!! Мудрость. Спокойствие. Ровность. Темп. Конечно, если старая няня – достойная этого имени. И всегда – с Господом. И – нет “помыслов”. Чистота, “физика” уступает “духу”, душе. Взгляд, огромное значение – добрые глаза “ба-буш-ки”. Мягкость, как бы – “шлепанки”. Поэтическая сторона – укладливость. Молитва!! Спокойствие чистого духа старой няни – сообщатся младенцу.

Сама жизнь так хочет. Мать – основа. Но – широкая “подоснова” – бабушка, ее замена – старая няня. Меньше – всякого риска! Мудрость – во всем (опытность) передается младенцу. Медлительное стучание сердца старой няни… – важно для младенца. Я понял это на нашем опыте, при чудесных качествах Даши; Сережечка рос в тревожных темпах. В страстных темпах и – взглядах»[1].

Когда я буду бабушкой, я куплю себе какое-нибудь степенное пальто и платье. Очки у меня уже есть, седина уже пробивается. Закрашивать не буду.

Пироги я так и так пеку почти всю свою замужнюю жизнь, и хотя Малыш уверял Карлсона, что «не в пирогах счастье», я на стороне Карлсона: есть что-то невыразимо домашнее и уютное, когда в доме пироги. На их запах сбегаются не только малыши, но и ушедшие в компьютерный затвор подростки и сидят в кругу семьи.

Когда я буду бабушкой, я не буду подозревать детей в том, что нарочно выкатились мне под ноги в неудобный момент, когда я, например, лью горячее молоко в пюре. И не буду думать, что назло перевернут ящик с игрушками в ту самую секунду, когда в комнату вошел гость. Может, и посмеюсь вместе с гостем.

Когда я буду бабушкой, я не буду смотреть на часы каждые десять минут, выгуливая внуков. К тому времени я постараюсь научиться полюбить прогулки.

Надеюсь, дети не попросят меня таскать бедных внуков в 150 кружков по развитию ребенка. Надеюсь, мы будем вместе читать книги, играть в настольные игры, кормить синиц и печь блинчики.


Когда я буду бабушкой, я не буду вздрагивать при малейшем чихе или не особенно мягком приземлении карапуза. Теперь-то я знаю, что без этого не растут.

Еще я знаю, что дети бывают разные, что у одних и тех же родителей один ребенок заговорит в год, а другой в три, один способен к математике, но неважно пишет, а другой сочиняет сказки, но не умеет считать. Я помогу их развивать, но без паники и привлечения армии специалистов.

Не буду смотреть сериалы, а покажу внукам «Винни-Пуха», нашего, Хитручного.

Постараюсь включать компьютер пореже, а детские песни почаще.

Хотя в настоящий момент это кажется недостижимым, я постараюсь не нервничать.

Я не буду торопить их, когда они будет копаться.

Мне будет решительно всё равно, раньше или позже пошли и заговорили соседские Пети и Маши и лучше или хуже они учатся. Ведь только к третьему-четвертому ребенку или первому внуку понимаешь, что ребенок рождается не для того, чтобы его сравнивали с кем-то, а для того, чтобы его любили.

Юную Софью Ковалевскую в семье ласкала только няня. Девочка была неуклюжая и могла нечаянно испортить нарядное платье матери к великому неудовольствию последней, поэтому девочка рано перестала ласкаться и замкнулась в себе. Няня считала ее «своей» деточкой и ворчала на неласковых взрослых.

Про Арину Родионовну и говорить нечего – это архетип бабушки и няни. Кстати, Пушкина в детстве тоже не любила родная мать.

Русским царям искали нянь и кормилиц из благочестивых крестьянок.

Знаю человека, просидевшего всё раннее детство на коленях у прабабушки, которая кормила его молоком с печеньем. На коленях богомольной прабабушки рос будущий пастырь, хотя в то младенческое время он даже не был крещен. Он крестился, когда ему было 20 лет, и сразу решил стать священником. Верю, что не без прабабушкиных молитв и молока с печеньем он пришел к этому решению.

Бабушки уходят из реальной жизни в воспоминания и фольклор. Когда в дверь постучится старость, примем ли мы ее или будем искать от нее лекарство?

Людмила Селенская

[1] Цит. по: Солнцева Н. Иван Шмелев. Жизнь и творчество. М., 2007.

* А  были ли в вашей жизни бабушки?


Некоторое время назад, размышляя на эту животрепещущую тему, мы пришли к выводу, что бабушек в их чистом первозданном виде не останется.

Будут только вечно молодящиеся женоподобные существа с кличками типа имени, клоком волос на голове неопределённого цвета, с сигаретой в зубах, банкой или бутылкой пива в руках, и с татуировкой на заднем фасаде и в незаканчивающейся погоне за самцами. Словом, как в самые древние времена в эпоху матриархата, где оное существо считало себя пупом земли.

А если и сохранится благочестивая женщина в возрасте и по духу и мудрости состоявшаяся как БАБУШКА, значит мы ещё живы и будем жить пока будут НАСТОЯЩИЕ  БАБУШКА и ДЕДУШКА.


Рецензии
Славно когда рядом бабушка и дедушка у которых
можно многому научиться

Аверкиев Виктор   10.09.2017 15:37     Заявить о нарушении