Н. Чирвинский. Детская энциклопедия в стихах

Либретто  с нотами для школьного театра ХХ столетия
    (Книжная  серия  «Знаменитые  портреты»)               

НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ - УЧЕНЫЙ.
«Николай Петрович Чирвинский (1848-1920) – основоположник  экпериментальной  зоотехнической  науки  в  России. В конце  ХIX  века  в  науке  господствовала гипотеза, отрицавшая образование жира в теле животного из углеводов. Считалось, что жир в теле животного образуется главным образом из жира, содержащегося в кормах. Н.Чирвинский, тогда профессор Петровской земледельческой и лесной академии, провел тщательно продуманный опыт на поросятах. Ученый учитывал количество жира в кормах, которые поедали  поросята, и количество жира в теле   самых  поросят. Оказалось, что в теле животных накапливалось жира значительно больше, чем  они могли получить из кормов. Это открытие сыграло большую роль в зоотехнической науке  и  особенно в практике мясного животноводства. Н. Чирвинский  установил зависимость роста и развития (в частности, его скелета) от различных факторов. Изучив, как изменяются скелет и  отдельные  его  части  под влиянием нормального и скудного питания и т.д., ученый пришел   к  очень важным  выводам. Если животным скармливаются только объёмистые малопитательные корма  (сено, солома, силос,  корнеклубнеплоды),  их желудочно-кишечный канал усиленно развивается, а  развитие костяка подавляется. Скудным кормлением вообще можно  подавить развитие  всего  организма. В случае необходимости можно  подавить развитие пищеварительного тракта, давая животным концентрированные корма (зерно, жмыхи, отруби, мясо - костную  муку) и сокращая при этом количество объемистых  кормов в их  рационе. Таким образом, человек, умело рассчитав количество  концентрированных  и объемистых кормов в рационе животных, т.е. сбалансировав их, может регулировать развитие и костяка, и пищеварительных органов  животных. Эти исследования в дальнейшем стали научной основой для разработки типовых   рационов кормления сельскохозяйственных животных.  Н. Чирвинский изучил влияние на рост и развитие животных не только типа кормления (грубые, сочные, концентрированные корма и т.д.), но и его уровня (обильное, скудное или среднее кормление)». 
Детская энциклопедия.  Том  6. Сельское хозяйство. Москва. Педагогика. 1974. С. 343. 344.

Действующие лица:                1. НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ –  видный  русский ученый в сфере зоологии;   
 2. МИХАИЛ ГАВРИИЛОВИЧ –  председатель агрофирмы                3.ГРИША –  юннат    9 лет;  сын агронома Михаила Гаврииловича;                4.ГАЛЯ ЧАМАТА – будущий зоотехник, 14 лет    
 5. НИНА ЧАМАТА –  сестра Гали , 12 лет             
6.КЛАВДИЯ – 12 лет;  сестра Марфы;                7. МАРФА  –   молодая свинарка – красавица, 18  лет                8. ПАСТУХИ  – сельский хор  «Пастораль»
9. ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА  – будущий  механизатор, 14 лет
10. ВЛАДИМИР ДУДКА - директор сельской школы
12. ВАЛЕНТИНА ДУДКА - супруга директора школы
13. ОЛЬГА КОЗИН - учительница немецкого языка
14. ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК - юнкор, дочь учительницы Ольги Козин, 10 лет

Явление 1. Учёный  Николай   Чирвинский  встретился с учителями сельской школы и юннатами - участниками  фольклорного хора "Пастораль").
(Декорации  фермы животноводства.
 В свинарнике к ученому Николаю Чирвинскому  и  председателю агрофирмы
Михаилу   являются преподаватели сельской школы: Владимир Дудка, Валентина Дудка, Ольга Козин,  юнкор Людмила Шевчик; фольклорный  детский хор «Пастораль»:  юннаты  Марфа, Галя, Нина, Владимир  Чупилка;  несут  тазик, зелёный витаминный  корм  поросятам).

Корм  Beta   vulgaris  saccharifera                (Ораторская речь ученого Н.Чирвинского)   

«Физиология растений – наука, изучающая жизнь растений,
 называется  физиологией  растений.
Одним  из основоположников этой науки в нашей стране  был
К.Тимирязев, профессор Московского университета  и  Петровской
Земледельческой и лесной академии (ныне Московская академия
им.К.Тимирязева). Процесс  фотосинтеза  играет  особенно  важную
 роль  в создании урожая.  Необходимы
 два условия: достаточное число листьев   у  растений
и высокая интенсивность и продуктивность  фотосинтеза».
Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. Том 6. 1974. С.35.


Н.ЧИРВИНСКИЙ (читает реферат):
 
Что такое «продуценты»? Это весь зелёный корм: 
                С сорняками сено,силос.Это учит  агроном.
                Вы  слыхали «продуценты»:свиньям  желуди несут?
                Продуценты –  ветки  дуба, поросятам жир  дают!
               
Желудь, листья  -  продуценты,это витаминный дуб.
               
Бабы  любят  листья  дуба: для  купанья  и  на  суп.
               
Корм Beta saccharifera- это жмыхи  от свеклы.                Малоценны продуценты!Вы  бы опыт провели!                Сорняк сочный -  Pastoralis                (Cappsella  bursa Pastoris ) –                есть трава «пастушья сумка»,дарит витамин  и жизнь. 

ХОР «ПАСТОРАЛЬ»:
               
Есть кусты Sambucus Nigra,витаминный продуцент.
 
                Наша бузина есть кормом.Изобрел  я тут “патент”. 
 
                Sorbus aucuparia - поросятам добрый корм!
                Черноплодная рябина - продуценты ест народ!
 
               
Продуценты – это травы,Barbarea – сорняки.
               
От сосны  корм витаминный, симбиоз: дуб и грибы. 
 
                Что такое «консументы»?  Поросята – едоки! 
                Отруби  ест  потребитель!Потрудитесь в две руки.
 
               
Что такое консументы?Потребитель меж людей:
                  свиньи, козы и коровы.Мы изучим лист-пырей.
 

Консументы-поросята потребляют сено,рожь.   
                Свиньи - вегетарианцы едят  лепесточки  роз.                           


РОСТ ПОРОСЯТ   ЗАВИСТ ОТ СКЕЛЕТА   

НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ (читает реферат):
 
Рост зависит   от  скелета у подвижных поросят.                               
Костяк  свинки  разгружайте.Не давай ей всё подряд!

                                Если много наедаться поросятам даст  народ:                Сено,силос,корнеплоды подавляют тварям рост.
 
                Свиньям отруби давайте,костную  муку и  жмых.
                               
На природу  выселяйте, научите всех родных.

 
Малоценный и объемный,вегетарианский  корм.
                Корм  наполнил   весь  желудок у животных  выше  норм.   
 

(Юннаты Марфа и Галя Чамата   вручают  полевые  цветы учёному Николаю Чирвинскому   
и  председателю агрофирмы Михаилу).

ПРОДУЦЕНТЫ У РУЧЬЯ                (Идеологическая  ария    свинарки Марфы)               

МАРФА:
   
Для учёного России я  букеты принесла!
                Прочитала Ваши книги: в семинаре  для  села!

               
Для знакомства: я  свинарка, Марфа имя  у меня. 
               
Продуценты – эти травы я срывала  у плетня.               


Пан профессор,благодарность Вашей матери и Вам!
                Помогли учить основы Продовольственных  программ.
 
                Продовольственной программы нужно планы выполнять.   
                                Мясо, молоко – народу нужно выработать, сдать!

                С  зоологией связалась рано песенка  моя!
               
Продуценты  – эти  травы я   срываю  у  ручья.
 
                                Бройлер –  куры  выше  ростом,потребляют концентрат.
                                Потребитель –  консументы**должны  кушать виноград.

               
Консументы – потребитель: это  куры, петушки,
                Консументы  –  поросята,едят желуди  с   руки. 

---------------------------
  *Продуценты – зелёные растения.** Консументы  – потребители
 растений (продуцентов), разделяются  на  две группы.
 1) Травоядные консументы  –
зайцы, козы. 2) Консументы - хищники, потребители
травоядных консументов – лисы, волки, львы. 
                               
Явление 2. Муха - «зеленоглазка» съела  овес  (Avena   Sativa)

ГАЛЯ  ЧАМАТА, юннат:
 Пан профессор, научите: где вредитель на кустах?
Муха  есть «зеленоглазка»,муха съела  часть овса!

Консументы – поросята  сьели  вкусно лист куста!

Вегетарианцы – дети  в  злаках видят:  красота!


Процветает свиноферма, есть целебный кормоцех.

В  Институт  ребят впишите, потрудились  мы для  всех.

Консументы  ныне  сыты,  консументы –  едоки!
Институт животноводства  мы  построим у  реки.

ххххххххх
*Avena  sativa  - овес. (Латынь).

CAPSELLA  BURSA  PASTORIS                (Детский  хор «Пастораль» с Клавдией)               
                           КЛАВДИЯ:
Я поросятам принесла траву "пастушью сумку".   
                                И поросяток  накормлю по книжному рисунку.
                                ДЕТСКИЙ ХОР "ПАСТОРАЛЬ":
Cappsella bursa pastoris –
 трава  "пастушья  сумка".
                Не кислый лист,как барбарис,

и чудного рисунка.

Cappsella  bursa   pastoris
легко в полях узнаем.
                                                Траву пастушью сумку  мы
 
для поросят  срываем.
               
КЛАВДИЯ:                                Траву я поросятам дам: улучшить кормоцех. 
                                По  мясу выполню я план, державный план для всех.
                                Cappsella  bursa  pastoris всё стадо  исцеляет.
                И  всякий  маленький  пастух траву  в полях срывает.

 ДЕТСКИЙ ХОР "ПАСТОРАЛЬ":
Cappsella bursa pastoris –
 трава  "пастушья  сумка".
                Не кислый лист,как барбарис,

и чудного рисунка.

Cappsella  bursa   pastoris
легко в полях узнаем.
                                                Траву пастушью сумку  мы
 
для поросят  срываем.                               

Явление  3. ПРОДУЦЕНТЫ - РАСТЕНИЯ               
            
(Декорации свинофермы. Около свинофермы председатель Михаил,  дети Владимир Чупилка, Людмила Шевчик, Нина 
и Марфа  с полевыми цветами, с детским  хором “Пастораль», с учительницей Ольгой Козин   благодарят  учёного Николая Чирвинского, дарят ему букеты; несут зеленый корм поросятам  и положили  в  кормушки).

ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА, ЮНКОР:

Я  слыхал, есть  «продуценты»:
свиньям  желуди несут!               
Продуценты –  ветки  дуба,  поросятам жир  дают!

Расскажите,пан профессор,в Академии  Петра 
               
Позволяют  дать водицы поросятам   тут  с   утра?   
               
Или лучше: витаминной воды  мятной  свиньям  дать? 
               
Иль голодных  поросяток хворостом  во  поле гнать?

ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:                Что такое «продуценты»? Весь зелёный кормоцех? 
                Даст ли свиньям  пропитанье   
кукуруза, соя, лес?
                         
Что такое  «консументы»? Потребитель-воробей?
                                Зайцы  - едоки  капусты,консументы    меж  людей! 
         
Явление  4.               
ТИМИРЯЗЕВА УЧИТЕ

(Декорации свинофермы.
На  научный  совет  к   учёному Н. Чирвинскому и председателю агрофирмы Михаилу Гаврииловичу являются юннаты фольклорного  детского хора  «Пастораль», преподаватели сельской школы - Владимир Дудка, Валентина Дудка, Ольга Козин с цветами; юнкор Людмила Шевчик; дарят цветы учёному Николаю Чирвинскому).

НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ:
Тимирязева учите! Фотосинтез выполняй!

И  по  мясо - заготовкам  наши  планы воплощай!

Подрастайте  вы, ребята, посадите  виноград!

Коню   дайте, поросенку:   в  бытии  утехи  дать.

ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:
Вам  спасибо,  пан  профессор, научил про  кормоцех!
                                Буду  поступать  в сельхозы, кормоцех  создам для всех.

ВЛАДИМИР ДУДКА, учитель:

Выполним большие планы  наших бабушек,  отцов. 
                                С  зоотехниками в дружбе,сделать план: «Всегда готов».

Всякий эллинский  патриций и  плантатор, пан  рабов

Вёл  на солнце для закалки; каждый эллин был здоров.

ВАЛЕНТИНА ДУДКА:

Что такое  «консументы»?
 Это -  козы,  едоки!
                                Отруби  ест  потребитель! 
Потрудитесь в две руки!

ОЛЬГА КОЗИН:
Arvum - поле по латыни!
И гербариум  учить
Все обязаны юннаты,
Вишенку водой  полить.


МЫ ПОСТРОИМ ИНСТИТУТ
(Полилог)

ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:

Мы построим Институты лучших всех  агронаук.

Окормляем свиноматок  с добротою детских рук.

ЮННАТ ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА:

Поросят  ведём во поле: травы добрые  искать!

Фотосинтез  будет  в  мышцах; укрепляем  поросят.


ЮННАТ  ГАЛЯ ЧАМАТА:
                                Мы построим  Дом юннатов,   как Чирвинский  нас  учил!
                                Мой отец стал   агрономом,   в  корма силы воплотил.

НИНА ЧАМАТА:
               
Я прошу  Вас,  пан профессор:   запишите  в Институт!
               
Выражаю  благодарность за ученый ясный труд! 

ХОРОМ:

Вам спасибо, пан профессор, научил детей  с добром.   
               
Наши козочки, коровы    напоили молоком!
Зоология - наука, нужно выучить латынь!
Фотосинтез изучаем - солнца свет и неба синь.
(Дети с учителями совершают хоровод с зелёными венками, с полевыми цветами, с колосьями).
 (1974-2017).               

Научный консультант АДОНИС, студент-агроном.


Рецензии