СТИХиЯ

     Здравствуйте, уважаемые друзья и коллеги. Я, Сыроватский Елисей Юрьевич, на данный момент времени являюсь специалистом группы учета материально-производственных запасов ООО «МКС» (обслуживаемое предприятие ОАО "ОЭМК"). Позвольте представить Вашему вниманию небольшую теоретико-практическую статью о своем хобби, которое связано с творчеством, а именно – поэзией. Аннотацией (анонсом) к статье является теоретическая мировоззренческая сущностная характеристика творческого процесса с неотъемлемой практической направленностью. Последняя заключается, прежде всего, в прочувствованном душевном состоянии, отражением которого явились и по сей день являются стихотворные произведения.  Чтобы не дублировать свою фамилию после каждого вступительного слова, выраженного в афоризме и четверостишии, уведомляю читателей, что все афоризмы и четверостишия в данной статье будут принадлежать автору. Данная статья естественно не претендует на абсолютную истину, но, тем не менее, с позиции авторского Мировоззрения в ней есть зародыш истины (по крайней мере, относительной). Как было отмечено мной в предыдущей публикации: «Три капли сердечной ностальгии», статья является своеобразным промежуточным, а, может, окончательным итогом творческого процесса, ну на этот вопрос с большей степенью достоверности ответит только время. А пока, уважаемые читатели, приступаю к повествованию и раскрытию собственных ощущений, выраженных в афоризмах и четверостишиях, а также размышлениям, которые связаны с сущностью творческого процесса. В статье слово «Творец» будет употреблено в двух значениях: с большой буквы – основатель неба и земли, а с маленькой – кто причастен к творческому процессу.


     1. Все, что мы думаем – гипотеза. А что чувствуем – ее доказательство. Вот, к примеру, делюсь своими ощущениями о чувстве слова.

     1. Из звездных недр добыл стихи я
        И, путь любви торя стихами,
        Стал внеземной земной стихией,
        Увековечив Жизнь и Память!

     С чего начинается Слово? – Вопрос из гражданской философии, подразумевающий дискуссионные субъективные ответы. Однако объективным является то обстоятельство, что первое слово маленького человечка «Мама» (в большинстве случаев) связано с ощущением нечто родного, того, что сумело всколыхнуть душевные струны и побудило к воспроизведению первых капризных песен. Родное – есть зародыш любви, который способствует нашему развитию и дальнейшему самосовершенствованию. Главные корни любви не могут быть связаны с равнодушием, а потому небезразличное отношение к окружающей действительности (прежде всего с позиции моральных ориентиров) способствует самопознанию человеком творческого начала. Творец сотворил первых людей по своему подобию, по сути, сотворил истинную сущность человека. Однако для чего мы живем на этой земле, если совершенны так же, как Творец? – Очевидно, что людские творения Творца, хотя и гениальны, но несовершенны. Данное обстоятельство актуализирует значимость максимального завершения себя каждым человеком. Посредством небольшого вступительного слова автор пытался охватить целую творческую галактику, которая начинает познаваться с родного Слова (зародыша любовного чувства) и продолжает приобретать все более совершенные формы по мере становления и укоренения Идеи любви. Чувствуя слово любви, человек способен сотворить строку, четверостишие, стих, поэму и стать своеобразной Стихией. Стихия творческой личности, хотя и может быть разносторонней, однако сводится к определенному единому смыслу. У автора он выражен в следующих строках:

     2. Однажды, прочтя поднебесные книги,
        Поймете зачем задушевный портфель,
        Не сдавшись хваленому, модному игу,
        Стреляю классической лирикой в цель.

     С теоретической точки зрения во вступительном слове в достаточно сжатой, но всеобъемлющей форме уже выражено авторское чувство относительно творческого процесса, однако для обеспечения полноты понимания материала этого явно не достаточно.
 
     2. Человек берет у жизни мгновения, чтобы платить вечностью.

     Как нельзя нагляднее приведено обозначение того, как, в каких условиях и при каких обстоятельствах добываются творческие плоды, значимость которых актуализирована следующими строками:

     3. Творчество – больше, чем просто отдушина,
        Если душа не пропустит ни дня,
        Чтоб растрезвонить в «оглохшие» уши нам:
        Лиру до неба трофеем поднять.

     Творческий процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд: авторучка, лист и время. В творческом процессе акцентирую внимание на тернии (душевные отклики на происходящие события). Казалось бы, какие быть могут тернии у чувства (зародыша любви)? – Тернии, связанные с сильнейшим противодействием чувств, которые как бы ни были по-своему прекрасны, но и в совокупности недостойны эстетического Чувства. Поэтому, творческий процесс – должен сводиться к эстетическому совершенствованию человека. Основной его особенностью и прелестью, в частности, связанной с поэзией, является то, что наибольшее значение приобретает аналитическое представление окружающей действительности, а не обобщенное. К примеру, в поэзии не столь важно то, что ты заметил перед собой дерево, а гораздо важнее то насколько ты смог в поэтической форме охарактеризовать поведение его веток и листьев. Обращаясь к творческому процессу, все достижения посредством его успешной реализации не следует приписывать только автору. По пятилетнему творческому опыту смею считать, что данный процесс образуют, как минимум три действующих лица: Бог, Муза и автор. При этом, отмечаю, что автор в данной группе является скорее подопечным звеном, нежели основополагающим, поскольку выступают в роли своеобразного приемника творческого сигнала, тогда как два главных Героя – его Источники. Для максимального недопущения некорректного понимания авторских слов обращаю внимание на то, что речь шла о творческом процессе, результатом которого является нечто эстетическое (способное преобразить человека и окружающий мир, в целом).
     Специфичность авторского творческого процесса заключается в первоначальном сборе информации из внутреннего и внешнего Мировоззренческого источника об объектах окружающей действительности для последующей обработки и воспроизведении получившихся произведений посредством аналитической мысленной работы. Наверно, больше половины из имеющихся авторов прибегают или пытаются прибегнуть к подобной модели творческого процесса, поскольку считаю, что, как правило, песчинка сама по себе не станет жемчужиной, ввиду априорного несовершенства песчинки. Философия автора по данному вопросу следующая: Богом дается дар: первоначальные штрихи (строки), а картина (стих) требуют нашего усердия хотя бы для приблизительной мысленной завершенности.

     4. Ценю я в мире тех Людей,
        Что визави не судят строго,
        Идейный лучик всех Идей -
        Любовь души и вера в Бога.

     Считаю необходимым обратиться к вопросу, связанному с реальными душевными ощущениями человека, а не формальным его местоположением на данный момент времени. Или проще так: человек может формально находиться на земле, но в процессе ощущения творческого сигнала быть где-то между небом и землей.

     5. Поэзия – небо из ангельских крыльев,
        Которые тучами вдаль распростерты,
        Со вкусом лучей и дождливой ванили
Душою вкушаешь священные Торты.

Духовное нахождение человека где-то за пределами земного обыденного мира акцентирует внимание на то обстоятельство, что в творческом процессе автор может отождествляться с «пешеходной птицей».

     3. Прыгнуть выше головы - еще не все. Расправь крылья.

     Безусловно, как правило, у творческого человека врагов ровно столько же, сколько и поклонников, но автор старается хладнокровно реагировать на любые попытки несправедливого и аморального отношения к авторскому труду, что выражено в таких строках:

     6. Лучший кляп молве – это умение
        Не ответить ей на сквернословие,
        Чтоб остаться во рту поколения
        Прописным языком хладнокровия.

     Далее выражу собственное суждение относительно значимости поэзии в жизни человека. Несмотря на определенную противоречивость и субъективность каждого авторского мнения по данному вопросу, уверен, что большинство творческих людей не станут отрицать, что в процессе получения творческого сигнала душа не принимает статическое положение, а перемещается из одного пространство в другое. Следовательно, познавая и открывая для себя новые грани Мироздания (возможно, что находится за гранью) душа посредством накопленного опыта совершенствуется (исповедь). Поскольку (при жизни) человек тесно взаимосвязан со своей душой, то его формальное нахождение на земле остается не более чем формальностью. Значимость поэзии с данной точки зрения заключается в постижении внеземного посредством слияния с Духом Творца и души Музы. Каждый из Вас самостоятельно расставил приоритеты относительно земного и внеземного, однако смею выразить свою позицию. Поскольку, изначально в каждом из нас имеет место быть Дух Божий, то для подлинного совершенствования земного человека внеземное не может быть поставлено на второй план, а уж тем более проигнорировано, что подтверждается следующим афоризмом.

     4. Самый богатый тот, у кого благосостояние базируется на душевном фундаменте.

     Однако, каким образом оценить и сохранить данный фундамент – искусство, которое красной нитью проходит через всю человеческую жизнь. Выражаю следующую точку зрения: подавляющее большинство выдающихся творческих личностей, к примеру, поэтов (А.С. Пушкин, С.А. Есенин, В.В. Маяковский и др.) были больны поэтическим искусством, но именно эта болезнь позволила им стать выдающимися.
 
     7. Мы кем-то все больны – и сильная слабость,
        И вперемешку сладкая в том грусть,
        Не вспоминают тех, кто просто болен малость,
        Неизлечимых – знают наизусть.

     Достаточно необычно заводить разговор о хороших и плохих болезнях, акцентируя внимание на само слово «болезнь» (зависимость от чего-либо). Но, тем не менее, несмотря на утопию «хорошей болезни» считаю, что она имеет место быть в том случае, если это касается потребностей души в совершенствовании и своеобразном очищении посредством народного причастия. И, напротив, не осуждая прочие человеческие зависимости, тем не менее, зависимость от наркотических веществ – нельзя считать «хорошей болезнью», поскольку ведет и к телесной, и к душевной гибели. Ранее уже была приведена точка зрения относительно сущности творческого процесса, однако наряду с сущностью каждому человеку (автору, читателю) необходимо понимать, что этим процессом можно и преобразить себя, и навредить себе. Дело в том, что после основополагающего первого Слова Творца каждый человек либо творит (совершенствуется), либо вытворяет (деградирует). Во внутренней среде человека неустанно борются две силы: доброго и злого начала, и данная борьба длится ровно столько, сколько человек живет на этой земле. Если в определенный жизненный момент перевес оказывается на стороне злого начала, то человек творческим процессом может нанести себе непоправимый вред, считая, что совершенствуется. Согласитесь, что помимо эстетических творений есть и антиэстетические, которые, несмотря на признаки талантливости, не могут способствовать духовному развитию человека априори. Несмотря на субъективизм философских категорий «добро» и «зло», считаю, что они должны иметь единый объективный характер с позиции непреложного мировоззренческого Духа Творца. Несмотря на то, что определить конкретную направленность творчества достаточно непросто, однако только объективизм может претендовать на абсолютную истину, а субъективизм довольствуется истиной относительной. Хотя истина в значении абсолюта в современных реалиях является скорее навязчивой Идеей и мечтой, однако, даже на земле, нам следует стремиться к познанию ее сущности. Следовательно, на мой взгляд, творчеству помимо отрады и душевного удовлетворения предшествуют определенные страдания, которые заключаются в максимальной победе над собственными слабостями, ответственности автора перед источниками вдохновения, а также народным сознанием, формирующимся из единиц Человечества.
 
     5. Спасение общества - в перетрубации народного сознания.

     Данный афоризм свидетельствует о том, что, несмотря на неотъемлемость материальных (экономических) благ, представители современного гражданского общества ими явно увлеклись, выстроив жизненные приоритеты достаточно опрометчиво.

     8. Лишь за Божьим престолом, услышав обедню,
        Пыл унять и расставить все точки "над и",
        Чтоб, отвергнув все тленные плотские бредни,
        Спела песню душа о бессмертной любви.

     Заключительной частью статьи является повторное обращение автора к читательской аудитории относительно значимости и ценности родного Слова. Автор никого не призывает отречься от земного и стать «пешеходной птицей», однако наглядно дает понять то, что земное нельзя считать вечным, а вот духовное вполне может претендовать на это почетное звание.

     9. Книги есть без страниц, что невидимы:
        Не бумажные, не электронные,
        В интернет галактический выйдем мы
        И наткнемся на книги духовные.

     Считаю, что практически каждая творческая личность, пытаясь воспроизвести поступивший творческий сигнал извне, открывает, в первую очередь, именно книги духовные, а уж затем бумажные и электронные. По крайней мере, автор в этом убедился на собственном примере, чего искреннее желает Вам. Что касается авторского творчества, то оно разностороннее и пустило свои корни в различные поэтические жанры, среди которых такие, как: любовная, гражданская, пейзажная, философская, религиозная лирики, мистика и эзотерика, а также детские стихи и др. Помимо поэтической формы представления творческого процесса у автора имеются прозаические социально-философские статьи, этический мини-словарь, в котором побуквенно расшифрованы термины, сущность которых отражает авторское Мировоззрение. Мысли вслух и притчи позволяют задуматься над актуальными проблемами современного гражданского общества, а скороговорки, загадки частушки, надеюсь, поднимут настроение заинтересованным читателям. 

     10. Поэта крылья в гири обратятся
         С необычайным бременем земного,
         А Бог и Муза - истинные шансы,
         Чтоб, полюбив, увековечить Слово.

Любя, благодарите и труд души ЦЕНИТЕ!

     P.S. Фото сделано в июле 2012 года в г. Белгород на награждении "Молодость Белгородчины-2012" за экономический проект по инновационному развитию предприятия


Рецензии
Все интересно и поучительно, Елисей! Спасибо!

Валентина Кораблева   17.05.2019 10:23     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Валентина!

Елисей Сыроватский   18.05.2019 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.