Голос звучит из глубины времён

Друзья!
 Предлагаю вашему вниманию интересную статью о великолепной  шорской певице Чылтыс Таннагашевой. Взяла интервью и написала статью корреспондет Киселёвской газеты "Киселёвские вести" Елена Газина. Статья была опубликована 17 августа 2017 в городе Киселёвске.

  Елене удалось отлично раскрыть характеристику этнической направленности,  традиций шорского народа, его историю. Здесь очень ярко рассказано самой певицей, и о своих корнях, и о своём даре. Когда слушаешь песни Чылтыс; в самом деле, по телу проходят необъяснимые волны. Это по тому, что певица вкладывает в исполнение песни всю свою Душу. Чылтыс - яркий представитель своего народа, она - шориянка.
Мне посчастливилось, - я лично знакома с Чылтыс. Она очень доброжелательный, открытый человек. Простота и открытость - это национальная черта шорцев. Шорцы - очень малочисленный народ, живущий в Кемеровской области, самобытный и дружелюбный. Впрочем, почитайте статью, и вы сами узнаете много интересного.
Я горжусь, что мой стих о Чылтыс попал в эту статью. Спасибо Чылтыс и Елене!
Итак, вот эта статья:


Дух тайги пришёл посмотреть,
Как Чылтыс волшебно поёт.
Он подскажет, как девушке петь,
Дух землячку свою бережёт.
Разнесётся песня по шорской тайге,
Наполняя пространство вокруг.
Где вы ещё увидите, где:
Дух певице - наставник и друг?!
И тайга с ней поёт, тайга не молчит,
Таёжные птицы ей подпевают.
Как же чудесно песня звучит!
А вы говорили: чудес не бывает...

Наталья Булатова

В течение минувшей недели к Международному дню коренных народов мира в ряде муниципалитетов области были приурочены различные мероприятия: праздники, концерты, спортивные соревнования, фестивали национальных культур и ремесел, выставки картин. Проходя по улицам Киселевска, вряд ли встретишь шорцев или телеутов. Но представители коренного населения Кузбасса компактно проживают в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Беловском, Гурьевском районах, городе Мыски и пригородных поселках. Среди этих людей много неординарных талантливейших личностей, есть и те, кто стали известны в разных странах планеты! Чылтыс Таннагашева из Мысков - исполнительница этнической музыки шорского народа, мастер горлового пения, лауреат, дипломант, победитель различных конкурсов, фестивалей и премий, выступает с концертами не только в городах России. Она побывала и получила признание в Норвегии, Финляндии, Турции, Швейцарии, Австрии, Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, на Украине, в Германии и даже стала прообразом героини романа немецкого писателя Михаэля Эбмайера «Холодные ключи», по которому позднее сняли фильм «Именно Сибирь». Слушая, как поет Чылтыс, невольно ощущаешь аромат таежных трав, свежесть и прохладу горного воздуха. С первых минут наступает состояние гармонии и умиротворения, напоминающее медитативное. Своим голосом эта удивительная женщина с поразительной точностью имитирует звуки природы, диких животных, птиц, а ее импровизации на губном инструменте — темир-комусе — завораживают. Возникло огромное желание прикоснуться к самобытной шорской культуре, прочувствовать ее сакральную силу, поэтому в прошедшую субботу я отправилась в Мыски на встречу с Чылтыс Таннагашевой. Вопреки СМС-предупреждениям МЧС о вероятных порывах ветра, сильном дожде и граде по области, погода выдалась комфортной и теплой. На протяжении всего моего пути не выпало ни капли осадков, поездка была легкой, неутомительной и приятной. Это добрый знак! С Чылтыс Таннагашевой у нас состоялась увлекательная беседа.
- Чылтыс, чтобы познакомить киселевчан с Вами, расскажите, пожалуйста, немного о своем детстве, Вашем жизненном пути до того, как начали заниматься написанием и исполнением шорских песен и стали широко известны и популярны.
- Я родилась в городе Мыски в шорской семье. Мои отец и дядя — Валерий и Владимир Таннагашевы — были шахтерами, мама выбрала профессию учителя русского языка и литературы. У меня есть старший и младший братья. Все мы получили достойное образование благодаря родителям, их наставлениям и стараниям. Росла я обычным ребенком. Училась в музыкальной школе по классу домры. Окончив общеобразовательную школу, поступила в педучилище в столице Тувы — Кызыле. Обучалась в Кыргызско-Турецком университете «Манас», затем приехала в Новокузнецк, где меня приняли на работу руководителем шорского этнокультурного центра «Тазыхан». В то же время, это был 2002 год, я познакомилась с замечательной шорской поэтессой, членом Союза писателей России Таяной Тудегешевой. Ее стихи как на русском, так и на шорском языке трогают душу. С Таяной мы дружим и по сей день, она пишет тексты песен, которые я пою. После отца и дяди Володи это мой третий жизненный учитель. Она поведала мне очень многие тонкости народной культуры, год за годом я впитывала ее знания. С 2006 года я заочно училась в КемГУКИ. Здесь я тоже встретила своего наставника. С Надеждой Доржуевной Ултургашевой, заведующей кафедрой теории и истории народной художественной культуры, общаемся до сих пор. Моим другом был известный алтайский сказитель, музыкант и целитель Аржан Кезереков, к сожалению, его уже нет в живых. Немало ценного о мировоззрении шорцев я узнала именно от него. В принципе, мне всегда везло на хороших, добрых людей. Наверное, духи предков оберегают меня, не дают сталкиваться с плохими.
- Насколько мне известно, Вы — племянница последнего выдающегося кайчи (сказителя) Горной Шории. Хотелось бы подробнее узнать о Ваших корнях, родословной, удивительных фактах из жизни предков.
- Знаю, что предки-мужчины обладали богатырской силой, некоторые даже могли поднять коня. Дед мой Сарыг (Егор) имел славу искусного быстроногого охотника. Он на спор мог встать на лыжи и в заснеженной тайге оглушить сразу две рыси — одну за другой. И на войне был метким стрелком, единственное — не знал русского языка. Мои отец, дядя и тёти родом из улуса Курья в низовьях реки Мрас-су (его уже не существует — на этом месте ведется угледобыча). Каждый из них был в чем-то талантлив. Отец лет с пяти мог легко на слух запомнить и сыграть мелодию на гармошке или гитаре. Самого мальчика из-за инструмента не было видно, а он в местном клубе исполнял музыку, и люди под нее танцевали. Его сестра Алевтина Егоровна сочиняла стихи и песни, у нее великолепный голос. Моя покойная тетя Галина Егоровна красиво танцевала. Любовь к народной культуре мне привили папа и дядя. В детстве я ходила с ними в тайгу, мы собирали кедровый орех, черемшу, грибы, ягоды, порой ночевали в лесу. А особенно мне нравилось слушать дядю, когда он исполнял шорские эпические произведения как речитативом, так и горловым пением под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента — кай-комуса. До смерти дяди Володи в 2007 году он оставался последним представителем мрасской сказительской школы и всей шорской традиции в целом. К его творчеству проявляли интерес не только российские ученые, но и зарубежные.
- Вы единственная в своем роде жительница Кемеровской области, владеющая искусством горлового пения, с необычной артикуляцией. Редкий дар среди женщин! Как Вы к этому пришли?
- Горловое пение мне снилось в течение года после аварии 1-2 раза в месяц. Во сне я пела, стоя на вершине горы, а у подножия меня слушал народ, таежный лес — как на ладони. Похожую картину я увидела недавно при восхождении на гору Изыгаш, богатую мегалитами — причудливыми сооружениями из огромных каменных глыб. Женщины редко практикуют горловое пение, считается, что якобы они из-за этого будут несчастны, не смогут родить детей, потому что создается большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему, репродуктивные органы. По моему опыту, это не так. И тем более — у меня есть дочка.
- А как публика на концертах воспринимает Ваши песни? Наверняка люди делятся впечатлениями.
- Воспринимают хорошо, получаю много благодарностей. Как и другие артисты, я чувствую публику, взаимообмен энергиями. Если ощущаю мурашки по коже, значит, и зрители меня приняли и испытывают подобное. Прошлым летом я была специальным гостем фестиваля самопознания «Сундуки» в Хакасии. От собравшихся слышала такие отзывы, что, когда я пою, в теле они ощущают целительную вибрацию, которая улучшает самочувствие. Ведь не случайно существует такое направление как аудиотерапия.
- Ваше творчество, естественно, тесно переплетено с традиционным мировоззрением шорцев. Интересно узнать, на чем оно строится.
- Многие шорцы на сегодняшний день православные. Но у большинства также сохранились и традиционные верования и представления о мире, основанные на шаманизме и анимизме. Мы почитаем духов предков и духов различных местностей. И для каждого существует свой обряд — с ними надо жить в дружбе. Есть хозяева леса, горы, реки, деревни. Что уж говорить — даже у кабинета есть свой дух! Почитаем Умай Эне – богиню материнства, покровительницу младенцев, символ плодородия, благополучия и изобилия, и другие божества, главное из которых — Ульген: он живет на девятом небе, где всегда светло, тепло, трава там не сохнет и цветы не отцветают. Я тоже придерживаюсь шаманизма, при этом уважаю все мировые религии, многообразие мнений и взглядов. Я за мир во всем мире!
- И какое же ключевое событие подвигло Вас принять решение продолжить его путь и выбрать своим призванием народное музыкальное творчество?
- Когда я окончила музыкальную школу, долгое время не пела и не прикасалась к инструментам. До 24 лет я вообще не понимала, для чего живу, в чем мое призвание. Но ведь не просто так же я родилась! В моей жизни я наблюдаю цикличные кризисы, переломные моменты каждые 12 лет. 12-летним подростком я сильно заболела, в течение года родители водили меня по медучреждениям. Думаю, что моему излечению во многом способствовал отец: он приносил из тайги живицу, я ее долго пила, потом прошла курс оздоровления в санатории. Когда мне было 24 года, я попала в серьезную автомобильную аварию. К счастью, выжила. Помню, ко мне в больницу пришла Таяна Тудегешева и говорит: «Ну всё, Чылтыс ханым, готовься к новой жизни!» Так и вышло. Я начала осваивать шорские народные инструменты, писать музыку на стихи Таяны.
В 36 лет я снова попала в ДТП... После этого я переосмыслила свою жизнь, записала второй альбом «Усчы Элим». Среди композиций есть те, которые посвящены кузнецам Горной Шории: издревле шорцы славились этим ремеслом. Первый песенный сборник «Каан Тегри» («Божественное небо») вышел в 2008 году и имел большой успех. Тематика песен разная: любовь, древнее мировоззрение предков, обращение к духам Земли, Воды, к Вечному Синему Небу, шуточные, этническая импровизация и фольклор. 
- А какие шорские народные обычаи были в Вашей семье? Наверняка Вы соблюдаете их и поныне.
- С середины 80-х годов прошлого века после временного угасания народные традиции стали возрождаться. У нас, как и почти в любой шорской семье, почитался праздник ружья — «Мылтык пайрам» (с 18-го на 19 января). Накануне мы старательно готовили национальные блюда, одним из главных были шорские пельмени — шор пельбендер. Для начинки вместо фарша в тесто заворачивали рубленую говядину с внутренним жиром, луком, кедровыми орешками и опускали вариться в молоко. Когда лепили пельмени, в них вкладывали миниатюрные предметы. Шорцы верили, что они предсказывают судьбу. Если человеку попадалось ружьё, это означало, что он станет удачливым охотником, топорик – крепким хозяином, монетки символизировали богатство и благополучие, белые и чёрные нитки – счастливую или трудную жизнь в будущем и др. Ели любимое блюдо после десяти часов вечера. В шорских деревнях на рассвете мужчины стреляли из ружей, разгоняя злых духов, или звенели колокольчиками. Весной перед ледоходом шорцы задабривают хозяина реки, чтобы не было наводнения. В 2000-х годах возродился праздник Чыл-Пажи — встреча Нового года по Саяно-Алтайскому календарю, выпадающий на день весеннего равноденствия. В частности, в Томской писанице он проходит ежегодно и очень популярен. Шаман проводит обряд камлания — задабривания духов огня, воды, неба и леса, разжигаются костры, приносится ритуальная пища, выполняются ритуалы, направленные на избавление от невзгод и бед.
- Вы, как дитя природы, наверняка подпитываетесь от нее, чтобы черпать вдохновение, жизненные силы?
- Летом стараюсь путешествовать по Горной Шории, посещать места силы. Бываю и в шорских деревнях — Ортон, Учас, где люди живут без благ цивилизации. Ни телевизора, ни Интернета. Воду набирают из реки, до ближайшего магазина — 8 км пешком. Охотятся, рыбачат, кто-то скотину держит, кому-то дети помогают картошку посадить. Жилище освещают керосиновой лампой. Спать ложатся рано. Пищу готовят на дровяной печи. Развлекают себя сами — поют песни. Я бы, наверное, месяц в таких условиях пожила.
- Помимо гастролей, какой работе посвящаете свои будни? Поделитесь Вашими ближайшими творческими перспективами.
- Я являюсь солисткой Государственной филармонии Кузбасса им. Б.Т. Штоколова. В Мысках, в городском Центре культуры, выступаю и как артистка, и как педагог: обучаю уже третье поколение ребят народному пению, игре на шорских инструментах. Сегодня я работаю в разных жанрах и направлениях, в зависимости от запросов публики: эстрада, классическое акустическое инструментальное исполнение, этно-джаз, этно-рок, транс. Шаг за шагом готовлю себя к новому этапу — сказительству, по примеру моего дяди. Я очень рада, что оно в Сибири возрождается благодаря курултаям, фестивалям и другим мероприятиям. Приятно, что в территориях Кузбасса действуют центры сохранения шорской культуры, а органы местного самоуправления нас поддерживают. Это значит, что у малочисленных коренных народов есть будущее, а их наследие, традиции нынешнее поколение сбережет для потомков.
Когда поет Чылтыс Таннагашева, кажется, что ее голос звучит из глубины времен, перенося слушателей к истокам нашего края, жизни и быту людей, обустраивавших родную землю до нас. У них уникальная судьба, их эпос — источник мудрости, а сами они едины с матерью-природой, близки и к собственной человеческой сути, в контакте со своим подсознанием, которое указывает им путь, дает важные знаки. Это так таинственно и волнующе! Поэтому творчество коренных народов представляет для нас огромную ценность, а приобщаться к нему — одно удовольствие!

Беседовала Елена ГАЗИНА.
На фото - Чылтыс Таннагашева, певица, исполнительница и автор шорских песен,  лауреат многих музыкальных конкурсов, мастер горлового пения.


Рецензии