Следы

Следы на дорогах... на судьбах... на душах -
До самых последних минут.
Живя на земле, люди многое рушат.
Но есть
Время-кнут.
Стегает по пяткам отсчитанным сроком
Боящихся не угодить
Преступникам, судьям, настырному року,
Властям, обвинителям, благу и проку,
Капризной Фортуне и чёрту, и Богу...
На души наматывая от порога
Для белого савана нить.

Когда бы не тлен был охранником тела
До самых последних минут,
Быть может истёрлись бы пятна на белом...
А так...
Время-кнут
Торопит успеть до последнего вдоха
И счастья испить и беды...
И люди, порой поступают жестоко...
И грязи черпают, для вящего прока
(и даже не думают, как это плохо)
Оставив за гранью земного урока
На саване белом следы.

05.07.2016

Краткий анализ стихотворения «Следы…» (05.07.2016)
Тема:
бренность человеческого существования;
влияние времени на судьбу и душу человека;
нравственная ответственность за поступки, оставляющие «следы» в жизни.
Основная мысль:
Время («Время;кнут») неумолимо подгоняет человека, заставляя совершать поступки — как добрые, так и злые. Эти поступки оставляют неизгладимые «следы» на «саване белом» — символическом образе итоговой оценки жизни. Человек, боясь не угодить разным силам (властям, року, Богу и др.), часто действует жестоко, не задумываясь о последствиях.
Композиция:
две крупные строфические части, разделённые датой;
первая часть: введение образа «Времени;кнута» и описание страха человека перед различными силами;
вторая часть: размышление о последствиях поступков и неизбежности «следов» на «белом саване»;
кольцевая структура: мотив «следов» звучит в начале и в финале.
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания (образ «Времени;кнута», «белого савана»).
Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной философской и экзистенциальной направленностью. Присутствуют библейские и мифологические аллюзии (Бог, чёрт, Фортуна).
Средства связи:
лексические повторы: «Время;кнут», «следы», «до самых последних минут»;
анафора: повторение «И» в последних строках второй части;
синтаксический параллелизм: «Живя на земле, люди многое рушат», «И люди, порой поступают жестоко…»;
местоимения и контекстные синонимы, связывающие образы времени, человека и его поступков.
Средства выразительности:
метафора: «Время;кнут» (время как карающий инструмент), «на души наматывая… нить» (жизнь как нить, наматываемая на катушку);
символы: «белый саван» (итог жизни, посмертная оценка), «следы» (последствия поступков);
эпитет: «настырный рок», «капризная Фортуна»;
градация: перечисление сил, перед которыми боится не угодить человек («преступникам, судьям, настырному року, властям…»);
антитеза: «счастья испить и беды»;
инверсия: «Живя на земле, люди многое рушат», «Когда бы не тлен был охранником тела»;
риторические конструкции: многоточия, создающие эффект раздумья и незавершённости.
Итог: стихотворение представляет собой философское размышление о быстротечности жизни, страхе человека перед неизбежным и нравственной цене поступков, оставляющих «следы» на судьбе.


Рецензии