Эх, дядя!
Жить без тоски - не интересно.
Жить без переживаний - пресно.
Ну, а без смеха - бесполезно.
Когда смешинка в рот попала -
Обид тупеет злое жало,
И даже грязи будет мало,
Чтоб на душе паскудно стало.
Когда грустинка взор приметив
Вокруг свои развесит сети,
Иль груз тоски падёт на плечи -
Особенным бывает вечер.
Переживая дни и ночи,
Становимся мудрее... впрочем,
Глупим, на опыт свой не глядя
Всю жизнь свою... вот так вот, дядя.
26.01.2013
Краткий анализ текста
Тема: осмысление жизни через призму эмоций — тоски, переживаний, смеха. Автор размышляет о том, что именно эмоциональные взлёты и падения делают существование насыщенным и осмысленным.
Основная мысль: жизнь без глубоких чувств (и радостных, и горестных) теряет вкус и смысл; через переживания человек растёт духовно и становится мудрее, хотя и продолжает ошибаться.
Композиция:
1;я строфа — тезис: жизнь без эмоций неинтересна, пресна, бесполезна.
2;я строфа — роль смеха: он нейтрализует обиды и тяжёлые чувства.
3;я строфа — роль грусти и тоски: они придают вечеру особую глубину.
4;я строфа — итог: переживания ведут к мудрости, но человек всё равно продолжает ошибаться.
Завершается текст лирическим обращением к «дяде», придающим интонацию доверительного разговора.
Тип речи: рассуждение с элементами описания (эмоциональных состояний).
Стиль речи: художественный, с чертами разговорного (обращение «дядя», просторечное «паскудно»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («жить», «переживая», «тоска», «грусть»);
синтаксический параллелизм («Жить без… — неинтересно», «Жить без… — пресно», «Ну, а без… — бесполезно»);
местоимения и местоименные наречия («когда», «и даже», «чтоб», «вот так вот»);
анафора («Когда…» в начале 2;й и 3;й строф);
рифма и ритм (перекрёстная рифмовка, чёткий размер).
Средства выразительности:
метафоры: «обид тупеет злое жало», «грустинка взор приметив / вокруг свои развесит сети», «груз тоски падёт на плечи»;
олицетворение: «грустинка… развесит сети»;
эпитеты: «злое жало», «паскудно стало»;
уменьшительно;ласкательные формы: «смешинка», «грустинка» (придают интимность, наивность);
антитеза: смех vs. грусть/тоска; мудрость vs. глупость;
инверсия: «Обид тупеет злое жало», «Иль груз тоски падёт на плечи».
Вывод: стихотворение представляет собой лирико;философское размышление о ценности эмоциональных переживаний. Автор использует разговорные и образные средства, чтобы передать интимность и искренность разговора с близким человеком. Ритмика и рифма усиливают песенность и запоминаемость текста.
Свидетельство о публикации №117081802459