Убийственно

Всё так серьёзно, что смешно:
Пылится без тебя окно,
При свете дня - дышать темно,
Безвкусно сладкое вино,
И ночь с бессоньем заодно
Утягивают жизнь на дно
К бессмыслию.

Всё лишне так, что жить теснО:
Сознание обнажено,
Сны - надоевшее кино,
Не демонстрируют давно
Ночные проволочки... но
Я с одиночьем заодно
Бесчинствую.

Всё так обычно, что тоска
Сединки прячет у виска.
От волоска до волоска
Привыкнув не жалеть песка,
(Шального времени глотка),
На обреченья старика...
Убийственно.

17.08.2017

Краткий анализ стихотворения
Заголовок: «Всё так серьёзно, что смешно…» (задан автором).
Тема: переживание одиночества и экзистенциальной тоски, ощущение бессмысленности бытия.
Основная мысль: через парадоксальное соединение серьёзного и смешного автор показывает глубину душевного кризиса — жизнь кажется одновременно абсурдной и невыносимо тяжёлой.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое размышление (рассуждение с элементами описания).
Композиция:
1;я строфа — ощущение пустоты и утраты («пылится без тебя окно», «утягивают жизнь на дно»);
2;я строфа — обострение чувства одиночества («сознание обнажено», «я с одиночьем заодно»);
3;я строфа — принятие безысходности, смирение с судьбой («на обреченья старика… убийственно»).Каждая строфа завершается ключевым словом;выводом («бессмыслию», «бесчинствую», «убийственно»), усиливая драматизм.
Средства связи:
анафора («Всё так… что…» в начале каждой строфы);
лексические повторы («одиночьем», «обнажено», «бессмыслию»);
синтаксический параллелизм строф;
местоимения и контекстные синонимы.
Средства выразительности:
парадокс («Всё так серьёзно, что смешно»);
оксюмороны («при свете дня — дышать темно», «безвкусно сладкое вино»);
метафоры («утягивают жизнь на дно», «сны — надоевшее кино», «не жалеть песка» [времени]);
эпитеты («шального времени глотка», «ночные проволочки»);
инверсия («пылится без тебя окно», «и ночь с бессоньем заодно»);
неологизмы/авторские формы («одиночье», «обреченья»);
градация (нарастание трагизма от строфы к строфе).
Ритмика и звучание:
свободный ритм с элементами тонической организации;
внутренние рифмы и ассонансы («пылится — без тебя», «вино — заодно»);
чередование длинных и коротких строк создаёт эффект прерывистого дыхания, нервного монолога.
Общая тональность: трагикомическая — сочетание горькой иронии и подлинной боли, характерное для экзистенциальной лирики.


Рецензии