Крещение Руси

             БЫЛИНА
       (Новгородские события).

 
Градом важным после Киева
Был в ту пору славный Новгород.
Воеводой и посадником
В граде был Добрыня Малкович.*
 
Горожане - все язычники -
Поклонялись разным идолам:
Солнце, Ветер, Плодородие
Означали эти идолы.
 
Самый главный идол  был Перун -
Грозный бог грозы и молнии.
Велес, Стрибог, Сварог, Хорс, Макошь
Да Ярило - боги младшие.
 
Вырезали их из дерева,
В пояс им  все низко кланялись,
А потом всегда в святом углу,   
Просверлив пол, в доме ставили.
 
Приносили люди жертвы им
В виде всякой разной живности:
Петухи да  гуси с курами
Были жертвами на капищах.*
 
Почитались духи разные:
Водяные, Чуры, Лешие,
Домовые - те особые -
Их поили и кормили все.
 
Уважали,  поклонялись им,
Проводя обряды разные,
И боялся всяк ослушаться,
Чтоб не быть за то наказанным!
 
Князь Владимир Красно Солнышко
Правил в эти годы в Киеве.
Победил хазаров волжских он,
Ляхов бил под Перемышлем и
 
В южных степях печенегов взял,
Вятичей вокруг реки Оки
Да ятвягов, что на Немане! -
Увеличил земли Росии.
 
Подчинив себе все княжества,
Прекратил междоусобицу,
Средь князей в ту пору бывшую,
И искоренил язычество.
 
В Византии был он сам крещён -
Принял веру христианскую,
И в конце тысячелетия   
Христианство ввёл во всей Руси.
 
Русь крестил,  в  Христа  уверовав, -
Люд в Днепре-Почайне* был крещён,
Кто крещён - на шею крест был дан,
Отличался, чтоб от нехристей!
 
От Ромеев* вера  взятая,
Не спеша вошла в святую Русь,
И пришла та вера в Новгород,
Но не сразу стала крепкою.
 
Привело то к ликвидации
Культов идолов языческих:
Были идолы изрублены,
Сожжены и в воду брошены.
 
Перуна избили палками,
Привязали к хвосту лошади
И с позором в реку сбросили
Под всеобщий горький плач людей.
 
Три дня идолы по Волхову
Плыли через славный Новгород,
И везли возами идолов,
И с мостов бросали в реку их.
 
И следили воеводские
Люди преданные, верные,
Чтобы было всё утоплено, -
Не дай бог, да не слукавил кто!
 
То-то страху, то-то слёз было!
То-то горюшка хлебнул народ!
И стоял отряд дружинников
Усмирять весь непокорный люд!
 
Во Христа все стали веровать -
Прогневить боялись князя ведь!
А бояре да дружинники
Не особо-то противились:
 
Принимали православие,
И Христом довольны были все!
Только вера христианская
Не для всех была там пО сердцу!
 
Два годочка лишь всего прошло
И восстало вдруг язычество:
Церковь в городе разрушили,
Жизнь, отняв у христиан двоих.
 
Но мятеж подавлен вскоре был,
Да и случай был единственным.
А потом всё успокоилось
И зажили все по-прежнему!
 
И ещё был случай в городе:
Горожанин раз ослушался,
Взял он дерево и идола
Потихоньку себе вырезал.
 
Очи-дырочки он высверлил,
Вставил в дырочки горошинки,
Просверлил полы в святом углу
Под Христовым светлым образом,
 
Подтесал слегка конец ствола,
Вставил идола в отверстие,
Поклонился низко в пояс и
Стать хозяином в дому, просил!
 
Домовому семерых он жён
Потихоньку  тоже вырезал!
Домовой стоит в святом углу,
Возвышается над жёнами,
 
Смотрит взглядом он обиженным,
Вспомнил, видно, поругание
И прощать не хочет прошлое -
Значит, жертву тем он требует!
 
Всю неделю что-то жарили,
Всё пекли, варили, парили!
Испекли хлеба высокие,
Петуха  да кур зарезали.
 
Петушиной кровью брызгали
Домового, а куриной - жён!
Пировали ровно три денька,
Грудень* на дворе давно стоял.   
 
Подгадали на Гюргя,* чтобы
Ни бояре, ни дружинники
Ничего бы не заметили -
Ведь Гюргя  все люди празднуют!
 
Домового и его семь жён
Угощали все с большой душой!
И ходила чаша пО кругу,
И меда пились  с наливками!
 
Пели песни с прибаутками,
Да плясали  все без устали! -
И светились  лица радостью
У хозяев и у идолов!
 
Тут-то в доме всё наладилось:
Лучше с той поры пошли дела!
Так и жили - не тужили бы,
Только в дом к ним вдруг пришла беда

 
В виде княжеского отрока.
Жил тот отрок припеваючи
И дела пустопорожние
Он творил, забот, не ведая!
 
Он увидел тех богов в углу:
« Вы, что бесам поклоняетесь?
Нынче же владыка  светлый наш
Всё узнает - не помилует!» -
 
«Не губи нас, добрый молодец,
Станем за тебя Христа молить!» -
Но за то, что будет он молчать,
Отрок гривну* с них потребовал.
 
 И пришлось продать корову им,
 Чтоб отдать ту гривну отроку!
... Год прожили, думу думая,
На корову денег как скопить!
 
Только отрок вновь пожаловал
И с хозяев гривну требует!
И бранится пуще прежнего,
И ногами громко топает!
 
Горе снова в дом нагрянуло!
Как им быть - того не ведают:
То ль коня продать, чтоб дань платить,
То ли в реку головою вниз!
 
Думу думали - надумали:
Всех богов из дому вынесли,
Закопали в землю стылую,
Попросив у них прощение.
 
Половицу заменили ту -
Будто в доме так и было всё!
Отрок тот пришёл за гривною,
Как увидел - и разгневался.
 
Долго-долго он кричал-грозил,
Но поделать ничего не смог -
Самого за эти хитрости
По головке б не погладили!
 
Покричал,  да и ушёл ни с чем!
Время шло - опять наведался -
В том, что нет богов - уверился! -
Делать нечего - ушёл домой!
 
А весной богов тех вырыли,
Да в углу двора поставили
И укрыли их старательно,
Чтоб, не дай бог, не увидел кто!
 
 ... Ну, а отрок  тут же, в скорости,
Утонул в то лето в Волхове, -
Отомстил, видать, обидчику
Домовой за поругание!
..........................................
Люди многие богов своих
В граде Новгороде прятали
В становленье православия!
Только вера укрепилась, всё ж!
 
             
1. Добрыня Малкович - лицо историческое, а не былинное, родной брат матери князя Владимира Красное Солнышко;
2. Капище - культовое сооружение. Славянское языческое мольбище в виде круглой площадки с идолом в центре и с канавами или ямами вокруг;
3. Почайна - прежнее название Днепра;
4. Ромеи -  византийцы;
5. Грудень – ноябрь;
6 .Гюргя - праздник святого Георгия;
7. Гривна - продолговатый слиток серебра весом около 196 гр., главная меновая единица в Новгороде до начала 14 века.


Рецензии
Наши предки поклонялись Богу Роду (Отцу Небесном) и Матери Природе, в природных же условиях, на лугах и в рощах. А деревянные изображения, которые церковь назвала идолами, имели тоже назначение, которое в современных церковных храмах выполняют иконы. Поскольку не каждый простолюдин мог представить себе бога невидимого, но вездесущего. Так же, как и в наше время грамотный и образованный человек, вместо прямого единения с Богом невидимым, обращается к Нему через иконы и посредников. Очень сомнительно, что идолов делали для домового.

Василий Колготин   04.05.2019 16:58     Заявить о нарушении
ИДОЛЫ И ЛИКИ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ - СПИСОК:
---------------------------------------
Идол Рода, Белобога, Велеса, Берегини, Сварога, Богини Лады, Перуна, Макоши,Коляды, Триглава, Даждьбога, Богини Живы, Хорса, Ярилы, Купалы, Леля, Стрибога, Славянского Чура, ДОМОВИЧКА ИЛИ ДОМОВОГО, Чернобога, Богини Мары.

Набирайте в поисковой строке "Языческие идолы" и читайте подробно.
С уважением,

Людмила Дринова-Воронина   01.05.2019 13:32   Заявить о нарушении
Бог Род славян не идол, а тот самый Отец Небесный, о котором говорил Иисус. Невидимый и незримый, но всемогущий. Мужское проявление Единого Творца. А женское проявление - Мать Природа. Языческие идолы в Википедии - это искажённое понимание мировоззрения наших предков, где даже слово язычество применяется извращённо. Языче - был человек своего народа, говоривший на одном-родном для всех языке. А языче никакой - языче-ник - язычник, был чужой (инородец и иноверец). С подачи иноземцев - представителей греко-русской ортодоксальной христианской церкви (теперь РПЦ), пришедшей на Русь через предательство князя Владимира Кровавого, язычниками стали называть наших предков. А немецкие лжеисторики 18 века, засевшие в российской Академии наук, переписали всё что было на самом деле, по своим (чужим) притязаниям на верховенство "просвещённой" Европы над лапотной Русью. Как было на самом деле, до внедрения церкви, теперь уже трудно восстановить. Но есть сведения что славянские народы никогда не поклонялись идолам, а ВЕРИЛИ Богу невидимому, который в Природе обитает, и в Душе каждого человека.

Василий Колготин   04.05.2019 15:35   Заявить о нарушении
Уважаемый Василий! Чувствуется, что Вы владеете этой темой. Я не стану оспаривать сказанное Вами. Возможно так и было, что историю исказили в чью-то пользу. Как Вы сами же и говорите, мы уже не сможем установить истину. Правильно. Мы можем только пользоваться теми историческими документами, которые нам предоставлены. В одном только я не могу с Вами согласиться, - это то, что наши предки не поклонялись идолам. А капища? Ведь на этих молельнях стояли, именно, идолы, и все, надлежащие обряды, проводились путём поклонения этим идолам. Я считаю, что была хорошо ознакомлена с документами, отражающими историю язычества, необходимыми мне для написания былины. Кроме того, в 2018 году, издательством <РОСА> была выпущена книга Анатолия Овсянникова "Русский дух", где я являюсь художественным редактором. Там та же самая тема язычества и мне, чтобы редактировать такой материал, необходимо было тоже
владеть этой темой.
Всего Вам доброго!
С уважением,
Людмила Александровна.

Людмила Дринова-Воронина   05.05.2019 09:17   Заявить о нарушении
Религия - единение... Единение человека с Богом. Нет разных религий. Есть разные религиозные Учения. Есть разные церкви. А религия - одна. И она внутри сознания.

Василий Колготин   05.05.2019 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.