Как сочиняются стихи...

        Если вы подумаете, прочтя заголовок этой статьи, что автор собирается

поделиться опытом сочинения стихов или открыть тайны творческого процесса, вы

ошибётесь. Для этого существуют специальные книги, в которых умудрённые жизнью

учёные, лингвисты, редакторы и т.п. подробно излагают теорию и практику

поэтического дела. Кроме того, в связи с повышенной грамотностью населения и

наличием многообразных поэтических сборников бумажного и электронного вида, ныне

повышается возможность самообразования. Кстати, в дореволюционной России молодые

дворянские девушки и юноши были обязаны к отрочеству, помимо умения танцевать,

знать французский и реже немецкий, уметь вышивать и т.п., уметь сочинять стихи и

рисовать. Именно этим и объясняется на мой взгляд такой всплеск в развитии

русской литературы и художнической школы в России 19-ого века.

        Так о чём же тогда автор хочет поговорить? А хочу я поговорить о том,

почему стихи начинают сочиняться и почему у разных поэтов или скажем поэтических

натур- стихи такие разные. Нет не по содержанию, что естественно, а разные по

сложности и глубине, по  наличию мысли и по характеру изложения.

        Итак, почему стихи начинают сочиняться? На этот вопрос существуют десятки

ответов, и практически все они правильные, но не отвечают на вопрос до конца.

Действительно. Я сейчас перечислю некоторые причины, заставившие или

подтолкнувшие будущих поэтов к сочинительству. Вот перед Вами небольшой списочек,

где фигурируют: несчастная любовь; счастливая любовь; смерть близкого человека

или хорошего знакомого; рождение человека; свадьба, развод; успех; неудача;

победа; поражение и т.д. Короче, получается, что практически любое событие в

жизни будущего автора может сыграть роль детонатора в начале его поэтической

жизни. Допустим, автор может сам назвать точную причину начала его поэтического

творчества. Или это смогут позднее сделать литературоведы или журналисты-эти

пираты духа. Допустим. Но далее следует совсем непонятное. Человек, переживший

трагедию, вдруг начинает сочинять юмористические стихи. Другой будущий поэт,

только что сыгравший свадьбу с любимой девушкой, начинает вдруг свою поэтическую

деятельность с баллады о  топоре. А ещё один будущий творец, только что

получивший признание всего учёного мира, начинает сочинять с написания грустных

сонетов о неудачном мироощущении. Ну и так далее и тому подобное. И вот тут-то,

как мне кажется, мы вступаем в область психологии и психиатрии, в эдакий

фрейдизм. Но поскольку лично я с трудами Фрейда не очень знаком, да и не являюсь

специалистом психологом или психиатром, то я попробую поразмышлять вместе с вами

несколько о другом.

        Человек, человек мыслящий(homo sapiens) тем и отличается от животного,

что он мыслит. Кто-то из великих людей прошлого сказал:" Я мыслю, следовательно я

существую". Но мыслит человек по разному. Один соображает медленно, другой

быстро; для одного главное простота во всём, а для другого - решение сложных

задач-в самый кайф; кто-то от природы весел, находчив, а кто-то меланхолик и

не инициативен; кто-то образован и умён, а кто-то "образованец" и достаточно глуп;

ещё есть и черты характера- тщеславность и честолюбие, ироничность и

эгоистичность и так далее, и так далее, и так далее. Вот всё это находится в

мозгу человека и называется мозговой деятельностью или мыслительным процессом. У

одного человека может быть несколько таких мыслительных черт, а у другого

человека присутствуют иные эти черты, но главное, что у человека присутствуют

сразу несколько(у одних больше, а у других меньше) таких мыслительных черт. Вот

теперь и можно объяснить изменение характера творчества человека, как в начале,

так и в процессе его поэтической деятельности, объяснить наличием в его мозговом

аппарате нескольких мыслительных черт. Именно поэтому, человек, переживший

трагедию, включает, благодаря деятельности мозговых извилин, защиту в виде юмора,

а другой человек, только что сыгравший свадьбу, страстно любящий свою жену,

представляя возможную её измену в будущем, сочиняет балладу о топоре.


         Я перечёл написанное и понял, что если на вопрос о том," почему у поэтов

стихи такие разные по форме и по духу" я более или менее сумел ответить. то на

вопрос " почему люди начинают сочинять именно стихи, поэмы и т.п.", я ответил

недостаточно полно. Приведя всякие примеры, я попытался объяснить на самом деле,

почему люди начинают сочинять и так и не ответил: а почему появляются именно

поэты? Я немного поразмышлял и понял, что ответ лежит на поверхности. Мыслящий

человек мыслит словами,состоящими из букв,озвученных нашими языками. Вот эти

звуки букв и сочетаний(Бэ-Вэ; Жэ-Зэ; эН-эМ и т.д.), эти звуки- шум ветра и

морского прибоя, капли дождя и тишина спящего города, тиканье часов и шуршание

автомобильных шин, а в далёком прошлом и, к сожалению, в настоящем- залпы

артиллерии, автоматная очередь и гул летящих самолётов- всё это создаёт красоту

ритма и музыку. А ритм и музыка- это одни из главных родителей поэзии. Человек,

как антенна, улавливает эту музыку и ритм природно-бытовых явлений и начинает

сочинять в такт дождю, часам, завыванию ветра и т.д. То есть, мыслительный

аппарат человека посредством языка перекладывает принятую музыку и ритм в

поэтические строчки, строфы, стихи и поэмы.


        Я снова перечёл написанное и открыл для себя, что я так и не ответил на

вопрос "почему к одним людям приходят эти поэтические способности, а к другим

нет".  Я подумал, ещё раз перечёл свою статью, подумал ещё и понял, что я не

знаю, почему так происходит. И я решил, что это хорошо, когда в любом

исследовании остаётся какая-то тайна или загадка, и когда в конце произведения, в

том числе и этой статьи, не стоит точка, а появляется многоточие...



 
            

         


Рецензии
И вывод: к стихосочинительству не следует относиться СЕРЬЁЗНО. Стихосмочинительство есть ЗАПБАВА - и не более того! Эмоциональная реакция на событие. Естественный процесс. И не стоит возводить его в какую-то высокую степень!

Сирожа Боцманков   17.08.2017 10:17     Заявить о нарушении
Ну конечно, Сирожа, это также естественно для вас. как мочеиспускание, которое вы же не возводите в высокую степень!

Григорий Варшавский   17.08.2017 10:29   Заявить о нарушении
Аллегория, конечно спорная, но в чём-то справедливая. В духе Альфонса Доде. Что поссать, что стишок сочинить - принципиального различия нету. А вы балагур, Григорий!

Сирожа Боцманков   17.08.2017 17:26   Заявить о нарушении