Сам для себя
Сам избирал дороги, ухабы, ямы.
Мной покаянья метками жизни врыты
Там, где душа просила святого Храма.
И бушевал, грезил, и, даже, плакал.
В разные двери вхож был и к разным людям.
В жизни моей бывало, конечно, всяко...
Сколько ещё, не ведаю, всяко будет.
Потчевал вздором… и не упомню скольких.
И от чужого вздора сбегал в изгои.
Брал в одиночье мысленных вкусов дольки
И смаковал без приторности устоев.
Чем только ни был в разные дни наполнен...
Сито времён всё время держалось рядом.
Что было важно — свято доселе помню...
И невдомёк толпе, что таю за взглядом.
15.08.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема:
Внутренний путь человека, осмысление собственного жизненного опыта, противоречивость бытия. Лирический герой рефлексирует о пройденных этапах жизни, своих поступках, духовных исканиях и одиночестве.
Основная мысль:
Человек — сам творец своей судьбы: он совершает ошибки, кается, ищет смысл, остаётся непонятым окружающими, но сохраняет внутреннюю правду. Жизнь предстаёт как череда контрастов (грех и покаяние, бунт и смирение, открытость и изоляция).
Композиция:
4 строфы по 4 строки;
линейное развитие мысли: от констатации самоопределения («Сам для себя и Бог, и палач…») к итогу («И невдомёк толпе, что таю за взглядом»);
кольцевая структура: начало и конец подчёркивают одиночество героя и его внутреннюю тайну.
Тип речи:
Рассуждение с элементами повествования (пересказ жизненного опыта) и описания (эмоциональные состояния).
Стиль:
Художественный, с чертами философской лирики. Присутствуют:
библейская лексика («Бог», «палач», «мытарь», «покаянье», «Храм»);
разговорные обороты («всяко было», «потчевал вздором»);
контрастные образы («бушевал… и плакал», «в разные двери вхож… и к разным людям» / «сбегал в изгои»).
Средства связи предложений:
анафора («Сам…», «И…»);
лексические повторы («всяко», «был»);
местоимения («я», «мой», «себя»);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в начале строк).
Средства выразительности:
метафоры: «покаянья метками жизни врыты», «сито времён», «мысленных вкусов дольки»;
оксюморон: «смаковал без приторности устоев»;
эпитеты: «святого Храма», «мысленных вкусов»;
антитеза: Бог;/;палач, вхож;/;изгой, важно;/;неважно;
инверсия: «Мной покаянья метками жизни врыты»;
риторические умолчания (многоточия), создающие эффект раздумья.
Вывод:
Стихотворение строится на контрастах и внутренней полемике героя с самим собой. Через смешение высокой (библейской) и разговорной лексики автор передаёт сложность человеческого опыта: от бунта и ошибок — к тихому сохранению личной правды. Финал подчёркивает изоляцию героя: его глубинные переживания остаются тайной для «толпы».
Свидетельство о публикации №117081609120