Прощать
Мир слишком много от обиды горькой плакал.
Пусть для прощения достаточно желанья,
Но отчего же в кулаки сжимались длани?
Простить во-имя, ради, блага или прока -
Совсем излишняя, ненужная морока.
Прощать обиды... а не лучше было б "присно"
Не обижаться? Это то, что стоит жизни.
Принять без тени осужденья всё, что будет:
Ведь не Богами на земле явились люди.
А Божий суд никем земным не обозначен:
А вдруг погрешности считает он иначе?
И важно быть перед самим собой открытым,
Так, чтобы помнить, чем питаются обиды.
До срока смерти никому на суд не выйти:
С себя прощение начав, других простите.
16.08.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема: прощение и обида — нравственно;философская проблема человеческого взаимодействия.
Основная мысль: истинное прощение начинается с себя; мудрее не накапливать обиды, чем потом их прощать. Автор призывает к внутренней открытости, осознанию природы обид и отказу от осуждения — ведь люди не боги и не вправе судить друг друга.
Композиция:
1;я строфа (4 строки) — постановка вопроса: почему прощение даётся трудно, несмотря на кажущуюся простоту.
2;я строфа (4 строки) — скепсис по поводу «прощения ради чего;то» и мысль о том, что лучше вообще не обижаться.
3;я строфа (4 строки) — аргумент о несовершенстве людей и неопределённости «божьего суда»: мы не знаем, как оцениваются погрешности свыше.
4;я строфа (4 строки) — вывод: важно быть честным перед собой, понимать истоки обид и начинать прощение с себя, чтобы затем простить других.
Тип речи: рассуждение с элементами лирического размышления.
Стиль речи: художественный (поэтический), с философской глубиной. Присутствуют:
архаизмы и книжная лексика («длани», «присно»), придающие тексту возвышенный тон;
риторические вопросы и восклицания, усиливающие рефлексивный настрой;
антитезы («прощать — не обижаться», «суд земной — Божий суд»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («прощать», «обиды»);
местоимения и синонимы («люди» — «земные», «Божий суд» — «суд»);
синтаксический параллелизм (построенные схоже конструкции в начале строк);
логические связки («но отчего же», «а вдруг», «и важно»).
Средства выразительности:
метафоры: «мир… от обиды горькой плакал», «чем питаются обиды»;
эпитеты: «горькая обида», «ненужная морока»;
архаизмы/книжная лексика: «длани» (руки), «присно» (всегда), «судия» (через контекст «суд»);
риторические вопросы: «Но отчего же в кулаки сжимались длани?», «А вдруг погрешности считает он иначе?»;
антитеза: противопоставление земного суда и Божьего, прощения и необижания;
инверсия: «Пусть для прощения достаточно желанья» и др. (усиливает поэтическую интонацию).
Итог: стихотворение размышляет о прощении как внутреннем труде, призывая к самоосознанию и отказу от обид ради подлинной свободы и гармонии.
Свидетельство о публикации №117081610689