Фильмы детям смотреть и не смотреть

Списков фильмов, которые нужно показать детям, очень много. А вот о фильмах, которые лучше не смотреть, почему-то не пишут. Гоша Матавкин вспомнил семь отличных советских кинолент, которые ребёнку показывать не стоит. И не потому, что они слишком откровенные или жестокие, а потому, что детям они, скорее всего, просто не понравятся.

1. «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна (1966)
 
Современного ребёнка «Неуловимые мстители» могут привлечь одним только названием — оно тут даже круче, чем у фильмов про Железного человека, Халка и Капитана Америку вместе взятых. Обычные «Мстители» делались не столько режиссёрами, сколько продюсерами и маркетологами — всё для того, чтобы привлечь как можно больше зрителей. А «Неуловимые», хоть и стали в 1967-м хитом проката, сейчас устарели и уже не справляются с этой задачей. Ребёнка они не развлекают, а скорее утомляют — тем более в виде сериала из трёх частей. Нет ничего страшного в том, что этот фильм нравился вам в детстве — страшно, если вы навязываете его своим детям только по этой причине. Конечно, нельзя однозначно сказать, что современный кинематограф лучше старого, но ведь «Неуловимые мстители» потеряли не только в темпе повествования и эффектности сцен — устарела сама их идеология. И если однобокое освещение Гражданской войны ещё можно как-то объяснить, то детскую жестокость нельзя совсем. Именно поэтому Джанни Родари в своё время не стал голосовать за «Неуловимых мстителей» на одном кинофестивале: «Ведь в этом фильме дети убивают людей!»
________________________________________

2. «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая (1968)
 
Казалось бы, с чего вообще начинать знакомство ребёнка с советским кинематографом, если не с комедий Леонида Гайдая? Не Тарковского же ему показывать! (Кстати, да! Не Тарковского — и об этом мы ещё поговорим). И всё-таки из всех популярных работ Гайдая «Бриллиантовую руку» стоит смотреть последней — когда «Операция Ы», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» уже выучены наизусть. Семён Семёнович Горбунков, пусть он и не менее наивный и простодушный, чем Шурик, — уже взрослый мужчина, и проблемы у него соответствующие. В персонаже Александра Демьяненко, который борется с крупным обидчиком, в спешке готовится к экзамену и впервые влюбляется, ребёнку будет проще разглядеть себя. Тогда как персонаж Никулина, попеременно соблазняемый то заграницей, то алкоголем, то не виноватой блондинкой, так и останется для него просто смешным киногероем. Кинематографически «Бриллиантовая рука», надо сказать, тоже сложнее: чтобы оценить несколько сцен, неплохо было бы заранее посмотреть, например, фильмы о Джеймсе Бонде.
________________________________________

3. «Солярис» Андрея Тарковского (1972)
 
Прививать детям любовь к шедеврам кинематографа хочется с самого раннего возраста, но иногда с этим лучше повременить. И пусть вашему ребёнку уже надоели мультфильмы, это не повод сразу включать ему Тарковского, даже если он ваш любимый режиссёр. Подростку, конечно, достаточно прочитать любую аннотацию к «Солярису», чтобы захотеть его посмотреть. Там на фоне разумной планеты возвращается к жизни когда-то покончившая с собой жена главного героя. Но увидит ребёнок совсем не то кино, на которое рассчитывал. Большее разочарование его ждёт разве что со «Сталкером», особенно если он уже слышал об одноимённой компьютерной игре. Плохо не то, что эти фильмы Тарковского сочтут скучными и выключат, — плохо, что после таких первых впечатлений их уже больше никогда не включат. «Солярис», кстати, вообще сначала лучше прочитать. Станислав Лем был недоволен экранизацией и говорил, что она больше похожа на «Преступление и наказание». А Тарковского стоит начать, например, с более простого, но не менее талантливого «Иванова детства».
________________________________________

4. «Осенний марафон» Георгия Данелии (1979)
 
«Осенний марафон» — один из лучших фильмов Данелии, но согласиться с этим можно, только достигнув определённого возраста. Детям история талантливого переводчика и бесталанного лгуна Бузыкина вряд ли покажется смешной, тогда как персонажи, например, «Мимино», точно вызовут улыбку. Но дело даже не в юморе. Ребёнок просто не поймёт главного героя. Мало того, что детям, к счастью, пока не знакомы такие сложные понятия, как диссертация, адюльтер и трезвыватель, извините, вытрезвитель. Жизнь ещё не вызывает у них ощущения усталости, словно от непрекращающегося забега.


5. «Гараж» Эльдара Рязанова (1979)
 
Несмотря на народную популярность почти всех фильмов Эльдара Рязанова, детям чаще всего нравится его наиболее комедийная и, возможно, даже простая работа — «Невероятные приключения итальянцев в России». Это советская версия фильма «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», откровенная буффонада о поиске сокровищ — с трюками, гэгами и взрывами. А вот «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и даже «Иронию судьбы» смотреть лучше взрослым — в них события развиваются гораздо медленнее, масштаб меньше, а юмор тоньше. Самой «взрослой» работой Рязанова назовём всё же «Гараж» — полтора часа разговоров пайщиков кооператива «Фауна» на территории научно-исследовательского института. История борьбы маленького человека с системой, как и типажи действующих персонажей, конечно, вечны, но обстановка и детали «Гаража» далеки от современности. Потому ребёнку смотреть «Гараж» сложно — возникает слишком много вопросов, когда так хочется, чтобы жизнь состояла из одних ответов.
________________________________________

6. «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979)
 
Лауреат премии «Оскар» «Москва слезам не верит» мог бы побороться за первое место и в воображаемом списке фильмов, которые россияне пересматривают при первой возможности. Если 31 декабря — это «Ирония судьбы», то 8 марта — это «Москва слезам не верит». Получается, что в доме, где есть телевизор, дети растут вместе с этим фильмом, часто видят его хотя бы отрывками и, возможно, даже знают оттуда несколько крылатых фраз. Как, например, бывает тяжело удержаться и не сказать родителям «Не учи меня жить, лучше помоги материально!». В детстве осилить «Москву…» целиком непросто: фильм длинный, но далеко не остросюжетный. Ещё он очень быстро перестаёт быть смешным и становится серьёзным, а все любовные истории в нём уж слишком бытовые. Такие вряд ли заставят маленькую девочку впервые поверить в любовь. Скорее взрослую женщину поверить в неё заново. Следующий фильм Меньшова, «Любовь и голуби», любовь тоже не романтизирует и говорит о ней всю правду, но при этом хотя бы располагает к себе молодого зрителя лёгкостью интонации.
________________________________________

7. «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой (1987)
 
Комедийный вестерн Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» о том, как истинный джентльмен Джонни Фёст приносит кинематограф в захолустный американский городок. К сожалению, на современных детей он вряд ли произведёт такое сильное впечатление, какое кино произвело на обитателей Дикого Запада. Не популярны уже жанры ни вестерна, ни музыкальной комедии. Чтобы заставить ребёнка посмотреть «Человека…», вам придётся приложить немало усилий, а ему придётся сделать то же самое, чтобы этот фильм полюбить. Снятый в 2009 году той же Аллой Суриковой полуремейк-полусиквел «Человек с бульвара Капуцинок» любого убедит, что первая версия была отличным развлечением — смешным, вовсе не скучным и даже трогательным. Но показывать ремейк ребёнку всё-таки совсем жестоко.
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
 

Гоша Матавкин




Дмитрий Карпюк

Не будем в очередной раз обращаться к очевидной классике советского кинематографа, регулярно возвращающейся на экраны. «Старик Хоттабыч», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и многие другие отличные картины настолько глубоко вошли в коллективное бессознательное, что упоминать их лишний раз — всё равно что примерить фуражку Капитана Очевидность. В этот раз кинокритик Дмитрий Карпюк вспоминает другие детские отечественные фильмы, которые чуть менее горячо любят на телевидении, но их следовало бы увидеть большему числу зрителей.
«Пропало лето» (1963)
 
Потрясающе снятая Роланом Быковым совместно с Никитой Орловым история школьника Валеры. Он прячется на чердаке у трёх своих ничего не подозревающих тёток из южного городка Курепка, пока его место занимает им же посаженный самозванец Женя, с которым Валера успел познакомиться в поезде. На самом деле лето ни у кого не пропало — обоим отдыхающим мальчишкам не удастся заскучать.
Все помнят «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова, но незаслуженно позабытое «Пропало лето» ничуть не уступает ни ему, ни картинам Жака Тати и Пьера Этекса. Эталонный образец режиссуры был отмечен почётным дипломом на Каннском кинофестивале в 1965 году.
________________________________________

«День солнца и дождя» (1967)
 
Поэтичную историю нечаянно начавшейся дружбы двоечника и отличника снял Виктор Соколов по сценарию Эдварда Радзинского. Алёша Кронов подбивает Колю Мухина не идти в школу: всё равно математичка заболела. Ребята поедят на соседском застолье, побывают на съёмочной площадке (в этом эпизоде появляется играющий сам себя Михаил Казаков) и даже посетят ресторан в обмен на джазовую пластинку.
В чёрно-белой, очень шестидесятнической по духу картине будут и ссора, и подлость взрослых, но всё закончится хорошо, а символом примирения выступит обычный апельсин. Сестру Алёши сыграла Светлана Савёлова, известная по роли тренера в комедии «Семь стариков и одна девушка».

20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом
________________________________________

«Приключения жёлтого чемоданчика» (1970) / «Тайна железной двери» (1970)
 
Нельзя сказать, что эти яркие примеры советской психоделики для детей совсем позабыты, но всё же их стоило бы вспоминать почаще.
В «Приключениях жёлтого чемоданчика» Ильи Фрэза, прекрасной экранизации Софьи Прокофьевой, на нужный лад настраивает одна только вступительная песенка — та самая, про волшебный порошок. Дальше городская сказка схлестнётся с фармакологией, и на свет появится замечательное кино. Здесь переборщившая с «волшебными конфетами» Татьяна Пельтцер отплясывает на крыше, а надышавшиеся порошка плохие подростки заходятся в смеховой истерике.
Впрочем, оказывается, сила заключается не только в аптеке: трус, который прячется под кроватью от жутких мультипликационных фантомов, даже без таблетки для храбрости готов врезать по носу обижающему девочку хулигану. Кстати, в этом фильме появляется Рина Зелёная, в ярком эпизоде в автобусе.
 
«Тайна железной двери» Михаила Юзовского несколько уступает без преувеличений пугающей сказке воспитания Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Но кому из юных зрителей не хотелось после этого фильма свой коробок с волшебными спичками, остров с катером и машиной, пещеру с игрушками и робота Балбеса, напевавшего: «Я не знаю доброты/Глупой, бесполезной/Я могу топтать цветы/Я совсем железный». Впрочем, у волшебника песня тоже была отличная, чего стоит только припев: «Ой, как мне ску…/Ой, как мне ску…/Прогнать бы чёрную тоску/Ой, кошки на душе скребут/Хочу смеяться пять минут».
К слову, волшебник из книги проживал не на острове, а во вчерашнем дне, и производил совсем уж инфернальное впечатление. За смех в фильме отвечает прекрасный персонаж Савелия Крамарова, гитарист-тунеядец Зайцев в белой водолазке и перстнях. Мораль сказки очевидна: всего в жизни надо добиваться самому. Понятное дело, если загадывать всякие глупости, можно в лучшем случае превратиться на время в мальчика-собаку, как вредный Гога из «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина.
________________________________________

«Дорогой мальчик» (1974)
 
Забористая и лихая смесь экшена, мюзикла и пародии с комиксовыми вставками поставлена режиссёром Александром Стефановичем («Пена») по пьесе Сергея Михалкова и больше всего похожа на «Приключения Электроника». Правда, здесь есть и тема международной дружбы: сына советского дипломата Жору Тимохина похищают из отеля, перепутав с Джоржем Робом-Робсоном, отпрыском американского миллионера.
Комичные образы трусоватого дяди мальчика, мистера Макинтоша (Георгий Вицин), коварной красотки (шикарная Ирен Азер), «самого главного босса», преступного мистера МакДоннела (Владислав Стржельчик) и отличные песни Давида Тухманова не должны отвлечь от главной мысли сюжета. Да, мальчики такие разные, но, как и всякие мальчишки, они легко найдут общий язык и проложат путь понимания между двумя странами. Иногда для этого достаточно лишь «выпить стакан ананасового джуса».

________________________________________

Капитан Соври-Голова (1979)
 
Трогательная двухсерийная картина «Беларусьфильма» по мотивам повестей Валерия Медведева про поехавших на дачу близнецов Завятайкиных, фантазёра и выдумщика Лёшу и умницу и зануду Сашу, похожа одновременно на «Приключения Электроника» и «Петрова и Васечкина». В роли мальчиков снялся Дмитрий Замулин, а «доминирующего» его хулигана сыграл Дмитрий Иосифов, единственный и неповторимый Буратино. Взрослые иногда совсем уж отчаянно переигрывают, к детям претензий намного меньше, а к финалу второй серии история несчастливой первой любви становится настолько искренней, что впору уже доставать носовые платки.
________________________________________

«Лиловый шар» (1987) / «Остров ржавого генерала» (1988)
 
Картина Павла Арсенова по сценарию Кира Булычева является по сути продолжением самого большого успеха режиссёра, сериала «Гостья из будущего», но не смогла добиться такой же народной любви. И это, увы, несмотря на участие оригинальной Алисы, Натальи Гусевой (ныне Мурашкевич), Бориса Щербакова в роли её отца, Вячеслава Невинного в роли четырёхрукого Громозеки и искусно загримированных Виктора Павлова и Сергея Никоненко.
Не будем забывать и то, как изящно космический хоррор в духе итальянских подделок под «Чужого» превращается в русскую народную сказку с нелепыми куклами. Получился сильно уступающий «Гостье», но все же занятный феномен, да ещё и с финалом про любовь капитана Зелёного (Вячеслав Баранов) и Царевны-лягушки (Марина Левтова).
12 разных экранизаций Михаила Булгакова. Отечественные и зарубежные, удачные и не очень
 
Телевизионный «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко уже не может порадовать зрителя той же самой Алисой (вместо Мурашкевич здесь отдувается Екатерина Прижбиляк). Она по сюжету играет в кинопостановке про Красную Шапочку и прямо со съёмочной площадки попадает в плен к ржавым боевым жестянкам. В качестве бонуса предлагается куча роботов, похожих на скрещённые с самоварами мусорные баки, и достоверный Александр Леньков в роли механической Бабы-Яги.
________________________________________


Рецензии