Справедливость...

Кто за шишками... кто за пряником...
Всяк тропинку свою проложит.
Мачо будет гнобить ботаника,
Подлость станет влезать под кожу.

Справедливостью эфемерною
Объясняя законы чести
Пренебрёгший святою верою
Доживёт с остальными вместе.

Крошки голубю... да и ворону.
Обе птицы - по воле свыше
Все четыре познали стороны
Обе в мире зачем-то дышат.

Мир земли на сорта не делится.
Кто же здесь сортирует тварей?
Может чёртова мелет мельница
Все события с Божьей в паре?

Лицемерно-ходульных навыков
Хватит в опыте поколений.
И от дедов дойдут до правнуков
Дифирамбовые уменья.

Недостачи излишкам недруги.
Но поладят в границах века.
Голубь с вороном правду ведали,
Да скрывали от человека.

Ничего не поделишь поровну...
Всяк получит свои излишки.
И для голубя... и для ворона...
Будут пряники...  будут шишки.


13.08.2017

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Противоречивость мироустройства: сосуществование добра и зла, справедливости и подлости, равенство всех живых существ перед высшими силами при видимой несправедливости земного порядка.

2. Основная мысль
Жизнь устроена неоднозначно:

каждый идёт своей тропой и получает «свои излишки» («всякполучитсвоиизлишки»);
добро и зло неразделимы («мирземлинасортанеделится»);
истина скрыта от человека, но известна высшим силам («голубьсворономправдуведали,/Даскрывалиотчеловека»).
3. Композиция
6 строф, выстраивающих философскую цепочку:

введение: разные пути людей и неизбежность конфликтов;
размышление о «справедливости» и чести;
образ голубей и ворон как символов равного бытия;
вопрос о первоисточнике миропорядка;
критика лицемерия поколений;
итог: неизбежность индивидуального «доза» радости и боли.
4. Тип речи
Философское рассуждение с элементами аллегории.

5. Стиль
Художественный, с чертами философской лирики. Смешение возвышенной («святаявера», «дифирамбовыеуменья») и разговорной («гнобить», «чёртовамелетмельница») лексики создаёт контраст.

6. Средства связи

лексические повторы («голубь...ворон», «пряники...шишки»);
параллелизмы («ктозашишками...ктозапряником»; «дляголубя...идляворона»);
антитезы («недостачиизлишкамнедруги»);
риторические вопросы («ктожездесьсортируеттварей?»).
7. Средства выразительности

метафоры: «подлостьстанетвлезатьподкожу», «мелетмельница/Всесобытия»;
олицетворение: «подлостьстанетвлезать»;
эпитеты: «эфемернаясправедливость», «святаявера», «лицемерно;ходульныенавыки»;
аллегория: голубь и ворон как символы равноценных жизней;
архаизмы/высокая лексика: «пренебрёгший», «дифирамбовые».
8. Ритмика и рифма

свободный ритм, переменный размер;
перекрёстная и смешанная рифмовка (иногда неточная: «честь—вместе», «свыше—дышат»);
интонационная разбивка через многоточия и тире, создающая рефлексивный настрой.
9. Интерпретация
Стихотворение рисует мир, где:

нет абсолютного добра или зла — всё существует в паре;
человек склонен к лицемерию и насилию, но его судьба предопределена высшими силами;
истина известна лишь «птицам» (символам духовности или природы), но скрыта от людей;
каждый получит своё — не по заслугам, а по неведомым законам бытия.
Итог: философская медитация о двойственности жизни, где образы голубей и ворон становятся ключом к пониманию всеобщего равенства перед судьбой.


Рецензии