Справедливость...
Всяк тропинку свою проложит.
Мачо будет гнобить ботаника,
Подлость станет влезать под кожу.
Справедливостью эфемерною
Объясняя законы чести
Пренебрёгший святою верою
Доживёт с остальными вместе.
Крошки голубю... да и ворону.
Обе птицы - по воле свыше
Все четыре познали стороны
Обе в мире зачем-то дышат.
Мир земли на сорта не делится.
Кто же здесь сортирует тварей?
Может чёртова мелет мельница
Все события с Божьей в паре?
Лицемерно-ходульных навыков
Хватит в опыте поколений.
И от дедов дойдут до правнуков
Дифирамбовые уменья.
Недостачи излишкам недруги.
Но поладят в границах века.
Голубь с вороном правду ведали,
Да скрывали от человека.
Ничего не поделишь поровну...
Всяк получит свои излишки.
И для голубя... и для ворона...
Будут пряники... будут шишки.
13.08.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Противоречивость мироустройства: сосуществование добра и зла, справедливости и подлости, равенство всех живых существ перед высшими силами при видимой несправедливости земного порядка.
2. Основная мысль
Жизнь устроена неоднозначно:
каждый идёт своей тропой и получает «свои излишки» («всякполучитсвоиизлишки»);
добро и зло неразделимы («мирземлинасортанеделится»);
истина скрыта от человека, но известна высшим силам («голубьсворономправдуведали,/Даскрывалиотчеловека»).
3. Композиция
6 строф, выстраивающих философскую цепочку:
введение: разные пути людей и неизбежность конфликтов;
размышление о «справедливости» и чести;
образ голубей и ворон как символов равного бытия;
вопрос о первоисточнике миропорядка;
критика лицемерия поколений;
итог: неизбежность индивидуального «доза» радости и боли.
4. Тип речи
Философское рассуждение с элементами аллегории.
5. Стиль
Художественный, с чертами философской лирики. Смешение возвышенной («святаявера», «дифирамбовыеуменья») и разговорной («гнобить», «чёртовамелетмельница») лексики создаёт контраст.
6. Средства связи
лексические повторы («голубь...ворон», «пряники...шишки»);
параллелизмы («ктозашишками...ктозапряником»; «дляголубя...идляворона»);
антитезы («недостачиизлишкамнедруги»);
риторические вопросы («ктожездесьсортируеттварей?»).
7. Средства выразительности
метафоры: «подлостьстанетвлезатьподкожу», «мелетмельница/Всесобытия»;
олицетворение: «подлостьстанетвлезать»;
эпитеты: «эфемернаясправедливость», «святаявера», «лицемерно;ходульныенавыки»;
аллегория: голубь и ворон как символы равноценных жизней;
архаизмы/высокая лексика: «пренебрёгший», «дифирамбовые».
8. Ритмика и рифма
свободный ритм, переменный размер;
перекрёстная и смешанная рифмовка (иногда неточная: «честь—вместе», «свыше—дышат»);
интонационная разбивка через многоточия и тире, создающая рефлексивный настрой.
9. Интерпретация
Стихотворение рисует мир, где:
нет абсолютного добра или зла — всё существует в паре;
человек склонен к лицемерию и насилию, но его судьба предопределена высшими силами;
истина известна лишь «птицам» (символам духовности или природы), но скрыта от людей;
каждый получит своё — не по заслугам, а по неведомым законам бытия.
Итог: философская медитация о двойственности жизни, где образы голубей и ворон становятся ключом к пониманию всеобщего равенства перед судьбой.
Свидетельство о публикации №117081300107