Франс Франкен Младший... Забытые имена

Картина: "Аллегория счастливой судьбы"


Франкены принадлежали к одной из самых плодовитых и многочисленных "художествен-
ных" семейств Фландрии.  На протяжении двух веков они избирали живопись своей профессией: четыре поколения Франкенов передавали от отца сыну секреты живописного
мастерства. Франс Франкен Младший (1581-1642) остался в истории искусства как самый талантливый и известный представитель этой семьи.
Учился он у своего отца, который с детства привил ему любовь к итальянскому искус-
ству. Долгое пребывание в Италии сослужило Франкену хорошую службу. Он изучал
картины венецианских и флорентийских мастеров Высокого Возрождения. Это дало художнику возможность понять сущность итальянского искусства, усвоить не только
формальные приёмы, но и духовное содержание этого искусства. Поэтому по возвращении в Антверпен в 1605 году Франс Франкен предстаёт перед нами не слепым
обожателем итальянских мастеров, а их вдумчивым последователем. В том же году
художник становится членом гильдии Святого Луки, а в 1614 году его выдвигают
на почетную должность казначея и старшины этой гильдии.
Если слава Франкена несколько поблекла после его смерти, то при жизни он был знаменитым мастером. Его имя называли среди ведущих фламандских мастеров. Ван
Дейк и Рубенс были его друзьями ( с последним он познакомился во время своего пребывания в Италии). О признании современников свидетельствуют и те почести,
которых Франкен добился в Антверпене.
Талантливый живописец, Франкен писал небольшие картины, полные любопытных деталей
и увлекательного рассказа. Чаще всего его привлекали мифологические и библейские
сюжеты, в которых стремление к достоверности изображения сочетались с интересом
к алегоричности и символике содержания.
Одна из таких картин - "Аллегория счастливой судьбы" из краковского музея.
По традиции, судьба, или Фортуна изображалась ввиде обнаженной женщины с длинным локоном на лбу. Франкен придерживается той же иконографии и ставит в центре композиции статую аллегории судьбы. Надпись, которая видна в нижней части картины, гласит, что тому, кто хочет добиться счастья, следует хватать Фортуну именно за
длинный локон, так как сзади она лысая. Эта полушуоливая надпись воспринималась современниками как серьёзное нравоучение. Традиционные символы Фортуны - весы, бритва, колесо, шар и парус - мастерски включены в композицию.
Сюжет "Аллегории судьбы" загадочно и труден для понимания. До сих пор не разгадано
что означает группа людей у подножия балдахина, под которым восседает молодая женщина, одетая как античная богиня. Может быть, это ещё одна неведомая нам аллегория.
В творчестве Франкена нашло отражение ещё одно веяние времени - увлечение коллекционированием. Было модно собирать не только картины, но и оружие, костюмы,
книги, экзотические растения, различные древности. В живописи тоже возникло своеобразное направление, соответствующее вкусам коллекционеров,- изображение интерьеров антикварной лавки или картинной галереи. Честь создания этого специфического ответвления бытового жанра принадлежит семье Франкенов, в частности
Франсуа Франкену Младшему, который первым стал писать такого рода картины.
Талант Франкена был многообразно. Известно, что художник прекрасно рисовал, делал эскизы росписей посуды, костюмов, резьбы по металлу. Видимо, он имел склонность
и к литературе, так как был членом одного из антверпенских литературных обществ и
сделал для него эмблему. Все это позволяет назвать Франса Франкена Младшего одним из ведущих мастеров того периода фламандского искусства, когда только начинал зарождаться национальный стиль.



                @


Рецензии