Сорочьи грехи

Их было сорок сороков...
Исповедален птичьим стаям.
На протяженье всех веков
Сюда сороки прилетали.

Ветвям деревьев и кустов
Поведав сплетен, слухов много,
Над кутерьмй людских следов
На исповедь слетались к Богу.

Здесь, на земле безгрешья нет...
Все твари Божии греховны.
Как знать, в мирах иных планет
Какие действуют законы?

В земном же,вовсе не святом,
Клеймят воровкою сороку...
Себя ль считает божеством
Тот, что привязан к жизни сроку?

Давно известно на земле:
Не сотвори себе кумира.
Ведь и на ангельском крыле
Уходят грешные из мира.

А смертным век свой доносить
До выдоха придётся, всё же.
Подумав:" Господи, спаси!",
В грехи сорочьи люди вхожи.

10.08.2017


Краткий анализ стихотворения
Тема — размышление о греховности человеческого бытия через образ сороки как символа сплетен и слухов; сопоставление мира природы и мира людей, земного и божественного.
Основная мысль — все живые существа подвержены греху; люди, осуждая других (например, сороку как «воровку»), сами не свободны от грехов; важно помнить о нравственных заповедях и обращаться к Богу.
Композиция — 6 строф (всего 24 строки).
1–2 строфы: образ сорок, прилетающих «на исповедь» к Богу.
3 строфа: философский вопрос о законах иных миров на фоне греховности земных тварей.
4 строфа: осуждение людьми сороки и вопрос о самовозвышении человека.
5 строфа: напоминание о заповеди «не сотвори себе кумира» и неизбежности греха.
6 строфа: мысль о неизбежности жизненного пути и человеческой склонности к греху.
Тип речи — рассуждение с элементами описания (образы природы) и повествования (динамика полёта сорок).
Стиль речи — художественный (лирико;философская лирика) с библейскими аллюзиями и высокой лексикой.
Средства связи предложений:
лексические повторы («сороки», «грех», «Бог»);
местоимения и местоименные наречия («здесь», «там», «всё же»);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки «Здесь…», «В земном…», «А смертным…»);
риторические вопросы;
союзы и союзные слова («и», «как», «ведь», «что»).
Средства выразительности:
метафоры: «исповедален птичьим стаям», «на ангельском крыле уходят грешные из мира»;
эпитеты: «безгрешья нет», «не святом» (мире), «грешные» (из мира);
олицетворение: сороки «поведав сплетен, слухов много», «слетались к Богу»;
библейские аллюзии: «Не сотвори себе кумира», обращение «Господи, спаси!»;
антитеза: мир природы (сороки) vs. мир людей; земное vs. божественное;
архаизмы/высокая лексика: «кутерьма», «твари Божии», «доносить век»;
риторические вопросы: «Как знать, в мирах иных планет / Какие действуют законы?», «Себя ль считает божеством…».
Итог: стихотворение сочетает пейзажную лирику с глубоким философско;религиозным подтекстом, используя образ сороки как повод для размышления о природе греха, человеческой гордыне и необходимости духовного покаяния.







 


Рецензии