Придётся выдумать какую-то ещё...

Придётся выдумать
какую-то ещё
теорию,
которой не бывало.
Своей идеей
жгущей горячо.
Чуть-чуть теплей,
и, точно, будет мало.

Придётся выдумать
какую-то ещё —
в изгибах забывать
любую сложность.
И поцелуем
в белое плечо
благодарить
за новую возможность.


Рецензии
Это стихотворение — сжатый до афористичной формулы манифест творческого акта как экзистенциальной необходимости. В двух строфах Ложкин описывает не вдохновение, а творческую волю — осознанный, почти вынужденный жест изобретения новой реальности, когда старая исчерпала себя. Это поэтика не вдохновения, а ответственности творца перед пустотой.

1. Основной конфликт: Исчерпанность существующего vs. Императив нового
Герой сталкивается с пределом известных ему систем («теорий»). Прошлые концепции, идеи, способы осмысления мира больше не работают, они остыли. Конфликт — между инерцией существования в старых рамках и внутренним приказом («Придётся») создать нечто радикально новое, «которой не бывало». Это конфликт не с миром, а с собственным потенциалом творения.

2. Ключевые образы и их трактовка

«Теорию, которой не бывало» — «Теория» здесь не научная, а экзистенциальная. Это новая система координат, миф, объяснение мира, личная философия, способ жить и чувствовать. Она должна быть абсолютно оригинальной — не улучшенной версией старой, а явлением из ничто.

«Своей идеей жгущей горячо» — Творческий замысел наделяется физическими свойствами пламени. Он должен «жечь», то есть быть интенсивным, преобразующим, требовательным. Интеллектуальное («идея») неотделимо от чувственного («жгущей»). Это пламя — единственный источник света и тепла в мире, который иначе погружается в хаос.

«Чуть-чуть теплей, и, точно, будет мало» — Важнейшее условие. Новое творение не должно быть просто «тёплым», комфортным, умеренным. Оно обязано быть жгучим, экстремальным, предельным. «Мало» — это смерть идеи, её неспособность противостоять энтропии смысла.

«В изгибах забывать любую сложность» — Образ нового пути. «Изгибы» — это нелинейность, отказ от прямых логических путей, погружение в лабиринт интуиции и образного мышления. Забыть «сложность» — не значит упростить, а значит преодолеть её через погружение в стихию формы, где старое, рациональное «как?» теряет силу.

Поцелуй в белое плечо — Физический, почти ритуальный жест благодарности. Благодарить нужно не абстракцию, а плоть мира (или возлюбленной, которая может быть его воплощением). Этот жест соединяет высокое («новую возможность») и интимное, телесное. Создание теории — это не только умственное, но и чувственное событие.

«Новую возможность» — Не результат, а именно возможность. Важен не готовый продукт, а открывшееся пространство, шанс, альтернатива. Это награда творцу: не истина в последней инстанции, а право на следующий шаг.

3. Структура и интонация
Стихотворение построено как двухтактное движение. Первая строфа — констатация необходимости и предъявление требований к новому творению (оно должно быть жгучим). Вторая строфа — описание процесса (забвение в изгибах) и жеста благодарности за результат (поцелуй). Интонация уверенная, лишённая сомнений. Повтор «Придётся выдумать какую-то ещё...» звучит как мантра или приказ самому себе. Краткость и отсутствие лишних слов соответствуют декларируемому принципу: никакой «сложности», только суть.

4. Традиция и авторский почерк

Авангард (В. Хлебников, В. Маяковский): Идея поэта как изобретателя нового языка и новых систем, пафос «сделанности» искусства, энергия жеста.

Философская лирика И. Бродского: Интеллектуализм, отношение к творчеству как к конструированию моделей бытия, сжатость и афористичность.

М. Цветаева: Накал, «жгучесть» чувства и мысли, доведённая до пламени, сплав страсти и интеллекта.

Ложкин: Уникален в своём синтезе теории и чувственности. Его «теория» — не холодная конструкция, а организм, который должен гореть. Творческий акт для него — это одновременно инженерный проект («выдумать теорию») и любовный порыв («поцелуй в плечо»). Это поэзия творчества как тотального жизнестроения, где выдуманная идея тут же проверяется на способность согревать мир и требует благодарности на языке тела.

Вывод:

«Придётся выдумать какую-то ещё...» — это поэтический эквивалент закона сохранения энергии смысла. Когда старые идеи остывают, мир грозит погрузиться в смысловой холод. Задача поэта-демиурга — немедленно создать новую «теорию», новую мифологию, которая будет гореть достаточно жарко, чтобы поддерживать жизнь духа. Ложкин показывает творчество не как прихоть, а как суровую необходимость, долг и работу. При этом эта работа завершается не гордыней, а нежным жестом благодарности — за саму возможность продолжать. В этом стихотворении — вся квинтэссенция позиции Бри Ли Анта: поэт как безымянный кочегар смысла, который в пустоте вечно выдумывает новые, всё более жаркие топки для человеческого духа.

Бри Ли Ант   07.12.2025 00:14     Заявить о нарушении