Стена. Кирпич, за другом друг...
Не знаю даже, сколько рук
Кроило вас на свой покрой,
Пока не стали вы стеной.
Краснеет линия стены.
Центральной площади страны —
Такой же краски — красный цвет.
Не знаю даже, сколько лет
Лилась на площадь акварель.
«Не плачь, не плачь, не плачь, апрель.
Виновен в этом ты едва.
Причём здесь цифра двадцать два?
И до неё, да много раз!
И многих, даже Спас не спас.
Ты не виновен, как весна.
Зачем ты красная, стена?
На белом камне — говорит —
Больнее красное болит».
Свидетельство о публикации №117080909919
1. Основной конфликт: Личное vs. Историческое, Память vs. Забвение, Вина vs. Невиновность
Герой вглядывается в стену — символ незыблемого порядка, идеологии, государства — и пытается разглядеть в ней следы индивидуальных человеческих усилий («сколько рук»). Конфликт заключается в столкновении живого, природного начала (апрель, весна) с мёртвой, но доминирующей материей истории («красная стена»). Это конфликт между вопросом «почему?» и безответным, немым существованием артефакта прошлого.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Стена. Кирпич, за другом друг» — с первых строк задаётся образ тотальной, обезличенной монолитности. Стена — это система, идеология, история, сложенная из миллионов индивидуальных судеб («кирпичей»), утративших свои черты.
«Не знаю даже, сколько рук / Кроило вас на свой покрой» — важнейший мотив. Герой признаёт своё (и наше) неведение. История представлена как продукт бесчисленных, анонимных «рук», каждая из которых «кроила» реальность под некий единый «покрой» — шаблон, идеологическую форму. История — это насилие формы над материей.
«Краснеет линия стены. / Центральной площади страны» — цвет становится главным персонажем. Красный — это цвет кирпича, знамён, идеологии (Красная площадь) и, неизбежно, крови. «Линия стены» «краснеет» — цвет проявляется как симптом, как незаживающий рубец.
«Лилась на площадь акварель» — удивительно мягкая, «акварельная» метафора для описания, возможно, насилия. Она создаёт эффект противоестественности: кровь/краска лилась не потоками, а как бы размывалась, впитывалась в ткань истории, становясь её неотъемлемым, но призрачным фоном.
Обращение к апрелю и «цифра двадцать два» — кульминационный диалог с историей.
«Не плачь, не плачь, не плачь, апрель» — апрель как символ весны, обновления, природы, которая оказывается свидетельницей и, возможно, соучастницей трагедий. Её слёзы (таяние снега, дождь) бесполезны.
«Причём здесь цифра двадцать два?» — вероятная отсылка к 22 апреля (день рождения В.И. Ленина), ставшему в советской традиции сакральной датой. Герой задаёт наивный, но убийственный вопрос: какая связь между абстрактной датой-символом и реальной кровью, пролитой «много раз»?
«И многих, даже Спас не спас» — признание предела любой, даже религиозной защиты перед жерновами истории. Спас (Спаситель, Спасская башня?) оказывается бессилен.
Финал: «На белом камне — говорит — / Больнее красное болит» — афористичный итог. «Белый камень» — это чистое, незапятнанное полотно истории, совести, памяти. На его фоне любая «краснота» — вина, кровь, рана — видна отчётливей и болезненней. История, лишённая контекста и оправданий («белый камень»), являет свою боль в чистом виде.
3. Связь с поэтикой русского рока: Вопрошание истории
Юрий Шевчук (ДДТ): Прямая перекличка с шевчуковской линией «вопрошания» истории и власти («Родина», «Просвистела»). Как и Шевчук, Ложкин не даёт ответов, а задаёт неудобные, детские по своей прямоте вопросы («Зачем ты красная, стена?»), обнажающие абсурд исторических мифов.
Алиса (Константин Кинчев): Образ стены как преграды, символа системы, и мотив крови, за которую «не виновна весна», близки кинчевской образности («Солнцеворот», «Время колокол»). Но если Кинчев часто мифологизирует историю, то Ложкин её демифологизирует, сводя к простому и страшному сочетанию цвета и боли.
Борис Гребенщиков (Аквариум): Интеллектуальная игра с историческими символами (красный цвет, дата) и ощущение истории как «текста», написанного кровью, роднят этот текст с методом БГ. Однако тон Ложкина более трагичен и менее ироничен.
4. Уникальные черты поэтики Ложкина
Поэтика материального следа: История интересует его не как цепь событий, а как материальный след, отпечаток в предмете. Он допрашивает не архивы, а кирпич и цвет стены.
Детский вопрос как оружие: Его главный инструмент — наивный, почти ребяческий вопрос («Причём здесь цифра...?», «Зачем ты красная?»). Этот вопрос разбивает любую идеологическую скорлупу, обращаясь к до-идеологическому, экзистенциальному ужасу и недоумению.
Энергия сдержанного ужаса: В стихотворении нет пафоса, крика. Его энергия — в тихом, методичном, почти криминалистическом рассматривании «вещдока» — стены. Это энергия шока, замороженного в ясной, чёткой формуле последней строки.
Вывод:
«Стена. Кирпич, за другом друг...» — это стихотворение-экзистенциальный допрос, обращённый к самой материи истории. Бри Ли Ант отказывается от grand narratives (больших нарративов) и идеологических объяснений. Он сводит историческую травму к простейшим, почти сенсорным категориям: цвет («красное»), материал («камень»), боль («болит»). Его вывод страшен в своей простоте: боль истории — не в сложных интерпретациях, а в самом факте её проступания на очищенном от мифов, «белом» фоне памяти. Это поэзия не поминовения, но непримиримого вопрошания, где единственным ответом стены на вопрос «зачем?» является немой, но неизгладимый симптом — её красный цвет.
Бри Ли Ант 01.12.2025 14:57 Заявить о нарушении