На эту ночь...
Когда за окнами пугающая тишь
Перебирает за минутою минуту,
А ты, прислушившись к себе,
Не спишь.
Гуляют мысли невидимками по смыслам,
Слова пылинками спадают на листок,
Мелькают даты, имена и просто числа,
Слив недосказов тишину
В поток.
Переползают тени исподволь не стены,
Их провожатым стал неяркий лунный свет.
Приносят мыслям поэтические темы...
Не претендуя ни на что
В ответ.
Рифмует сердце и душа попытки тела
У одиночества найти узду страстям.
И кофе вмешивается в раздумья смело
Казав радушие немым
Гостям.
Бокал вина, свеча и кофе с сигаретой
В игре теней на стенах и на потолке,
Уютный мир бессонных шалостей поэта...
Ещё тетрадь... и карандаш
В руке.
Быть может завтра разругают строки люди...
Ругать не станут то, в чём смыла вовсе нет.
Да, Бог-то с ними. Было так всегда и будет.
На эту ночь в тебе живёт
Поэт.
09.08.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Ночь как особое время творческого пробуждения, уединения и поэтического вдохновения. Лирический герой переживает момент внутренней сосредоточенности, когда ночная тишина становится пространством для творчества.
2. Основная мысль
В ночной тиши человек обретает связь с внутренним «поэтом» — способностью творить, размышлять и выражать себя, несмотря на возможное непонимание окружающих. Творчество здесь — акт самоосуществления, не требующий внешней оценки.
3. Композиция
Вступление (1;я строфа): создание атмосферы ночной тишины и внутреннего пробуждения.
Развитие (2–4;я строфы): описание процесса творчества — блуждание мыслей, рождение слов, взаимодействие с ночными образами.
Кульминация (5;я строфа): изображение уютного творческого пространства (бокал вина, свеча, кофе).
Заключение (6;я строфа): философское принятие возможного непонимания со стороны других и утверждение ценности внутреннего поэтического опыта.
4. Тип речи
Лирическое описание с элементами рассуждения (размышления о природе творчества и его восприятии).
5. Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Присутствуют черты романтизма (противопоставление внутреннего мира героя внешнему, культ ночи как времени откровения).
6. Средства связи предложений
Лексические повторы: «ночь», «тишина», «мысли».
Местоимения: «ты», «в тебе».
Синтаксический параллелизм: повторяющиеся конструкции («А ты…», «И кофе…»).
Ассоциативные связи: образы ночи ; творчество ; одиночество ; принятие.
7. Средства выразительности
Метафоры: «мысли невидимками», «слова пылинками спадают», «рифмует сердце и душа».
Олицетворения: «тишь перебирает минуту», «тени переползают».
Эпитеты: «пугающая тишь», «неяркий лунный свет», «уютный мир».
Сравнения: отсутствуют, но есть образные сопоставления (мысли — невидимки, слова — пылинки).
Символика: ночь (тайна, творчество), свет свечи (душа), тетрадь и карандаш (акт творения).
Инверсия: «Переползают тени исподволь не стены», «Рифмует сердце и душа».
Антитеза: тишина ночи vs. внутренний поток мыслей; возможное осуждение завтра vs. ценность текущего момента.
8. Ритмика и звучание
Размер: вольный ямб с вариациями.
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм.
Звукопись: аллитерации на «с», «т», «н» создают ощущение тишины и шёпота («тишь», «мысли», «тени»).
9. Настроение
Созерцательное, слегка меланхоличное, но с оттенком умиротворённого торжества творчества. Ночь становится метафорой внутреннего пространства, где герой обретает подлинную свободу самовыражения.
Свидетельство о публикации №117080905634