Опять остался нищ, без твоего лица...

В.С.Высоцкому

Опять остался нищ —
Без твоего лица.
Ни день, ни ночь теперь
Не улыбаются.
Но хмурят, строжа, бровь,
В глазах у них печаль.
Прошла моя любовь,
А мне её не жаль.

«Зачем?» и «Почему?» —
Ни слова мимо рта.
Другой, по-моему,
И — Бог с ней, от винта!
Пускай летит в окно
(Какой шикарный вид!)
Всё бывшее давно —
У древних пирамид.

Желаннее мне хруст
Неначатых страниц
И «Паркеру» на спуск,
Чем чрево всех гробниц.
Пусть сфинкс замрёт у ног
Давно минувших лет, —
К невиданным дорогам
Склоняется поэт.

И пусть остался нищ
Без твоего лица,
И пусть ни ночь, ни день
Не улыбаются.
У Минуса всегда
Напротив — полюс Плюс.
В Обоих, запросто,
И в ночь, и в день влюблюсь.

Пускай они меня
Разделят пополам.
Нормальная семья
У шведов — тут и там.
Конечно, я не швед,
Но мне не привыкать
Со счастьем раз в сто лет
Свою делить кровать.

Я ровно поделю
Меж ними: «так» и «так».
Нормальную семью
Не хочет лишь дурак.
А если с двух сторон,
Да глаз не отвести…
Да если искушён! —
То грех не завести.


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение знаменует собой важный поворот в диалоге с Высоцким и в самовосприятии лирического героя Бри Ли Анта. От трагического надрыва и борьбы здесь совершается переход к своеобразной, горькой и ироничной гармонии, основанной на приятии своей судьбы и обретении нового объекта для любви.

1. Основной конфликт: Утрата личного счастья против обретения творческой свободы
Исходный конфликт — боль от потери («Без твоего лица») и опустошённость мира («Ни день, ни ночь не улыбаются»). Однако этот конфликт не развивается в сторону отчаяния, а разрешается через подмену: утрата земной любви компенсируется обретением «ночи» и «дня» как новых, абстрактных, но верных муз. Это конфликт между прошлым, личным, и будущим, всецело отданным творчеству.

2. Ключевые образы и их трактовка

«Опять остался нищ — / Без твоего лица» — отправная точка. «Нищ» — не в материальном, а в эмоциональном, душевном смысле. Опустошённость. Важно слово «опять» — это не первая и не последняя утрата, это цикличное состояние поэта.

«Прошла моя любовь, / А мне её не жаль» — ключевой перелом. Герой не пытается цепляться за прошлое или оплакивать его. Он констатирует факт и отрекается от него с почти вызывающим равнодушием. Это не бесчувственность, а акт воли, необходимый для выживания.

«Всё бывшее давно — / У древних пирамид» — мощный образ, отправляющий прошлое в небытие, в глубину истории, превращающий его в археологический артефакт, не имеющий живой связи с настоящим.

«Желаннее мне хруст / Неначатых страниц / И "Паркеру" на спуск, / Чем чрево всех гробниц» — кульминационный выбор. Творческий акт («хруст страниц», «спуск» «Паркера» — отсылка к престижной ручке, символу писательского труда) противопоставляется мёртвому, законсервированному прошлому («чрево гробниц»). Герой выбирает будущее, пусть и неизвестное.

«У Минуса всегда / Напротив — полюс Плюс» — философское ядро стихотворения. Герой открывает для себя закон диалектики в собственной жизни. Утрата («Минус») неизбежно рождает свою противоположность — возможность, новый виток («Плюс»). Он находит в этом утешение и новый источник энергии.

«В Обоих, запросто, / И в ночь, и в день влюблюсь» — гениальная метаморфоза. Безликие, хмурые «день» и «ночь» становятся объектами любви. Герой переносит свою потребность любить с конкретного человека на само Время, на процесс существования. Это роман с мирозданием в его двойственной природе.

«Нормальная семья / У шведов — тут и там» — ироничное и провокационное сравнение. «Шведская семья» — намёк на полиаморию, нетрадиционные отношения. Герой предлагает столь же нетрадиционный, «многодомный» союз с самими фундаментальными понятиями.

«Со счастьем раз в сто лет / Свою делить кровать» — горькая самоирония. Герой осознаёт редкость и ценность счастья, с которым ему приходится «делить кровать» — то есть, соприкасаться лишь эпизодически.

«А если с двух сторон, / Да глаз не отвести… / То грех не завести» — финальный, вызывающий каламбур. «Завести» и семью, и роман, и, возможно, механизм творчества. Это утверждение своей свободы, своего права на сложную, нелинейную жизнь, где поэт принадлежит не людям, а стихиям и собственному дару.

3. Структура и развитие мысли
Стихотворение строится как цепочка отречений и обретений:

Констатация утраты и отречение от неё.

Очистительный жест («пускай летит в окно»).

Выбор в пользу творчества («желаннее хруст страниц»).

Философское открытие диалектики Минуса и Плюса.

Новый «любовный» манифест — соединение с Ночью и Днём.

Ироничное оправдание своего выбора как новой «нормы».

4. Диалог с Высоцким как преодоление
Если Высоцкий в своих любовных и личных стихах часто оставался в плену страсти, вины, отчаяния, то Бри Ли Ант совершает иной ход. Он не борется с болью, а трансформирует её. Он находит выход не в надрыве, а в своеобразном поэтическом дзене, где утрата становится пространством для новой, более широкой любви — к самому феномену существования. Это более холодный, более интеллектуальный, но не менее жизнеутверждающий жест.

Вывод:

«Опять остался нищ...» — это стихотворение о стоическом приятии одиночества и превращении его в творческий капитал. Это история о том, как поэт, потеряв «лицо» любимого человека, находит взамен целую вселенную — двойной лик времени (Ночь и День), с которым заключает дерзкий и плодотворный союз. Бри Ли Ант не отрицает боль, но отказывается быть её рабом. Он провозглашает право поэта на экзистенциальную гибкость: быть «нищим» в одном измерении, чтобы быть безмерно богатым в другом. Это не манифест несчастного влюблённого, а манифест творца, для которого любая пустота — лишь предлог для нового высказывания.

Бри Ли Ант   28.11.2025 23:07     Заявить о нарушении