Великие русские художники... Александр Иванов
Александр Андреевич Иванов (16.07.1806, Санкт-Петербург - 03.07.1858, там же) -
русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифоло-
гические сюжеты, представитель академизма.
Родился в семье художника. В одиннадцать лет поступил "посторонним" учеником в
Императорскую Академию художеств. Учился в Академии при поддержке Общества поощрения художников под руководством своего отца, профессора живописи Андрея
Ивановича Иванова. Далее как народный избранник, на общественные деньги, совершен-
ствовал своё мастерство в Италии, где вначале занимался копированием работ великих
мастеров.
Александр Андреевич Иванов считал себя "переходным художником", который, оставляя
"старый быт искусства", стремился "положить камень" в новый. "Старый быт" искусства ассоциировался в сознании Иванова с академическим укладом, где главную
роль играли высокое мастерство и бездумное копирование признанных образцов.
Иванов первым в русском искусстве поставил вопрос о соединении искусства с "пос-
ледними положениями литературной учености", имея в виду здесь достижения различ-
ных гуманитарных наук. В своём творчестве художник неуклонно следовал этому прин-
ципу. Встать на высоту требований века - вот в чем заключался пафос высказываний
Иванова.
Если проследить эволюцию творчества художника, то она в своих узловых моментах
окажется параллельной ведущим "умственным движениям", характерным для европейского
сознания первой половины 19 века. В ранний академический и после академический
период Иванова это творческое претворение эстетики романтизма.
В огромной картине "Явление Мессии (1834-1858),построенной на материале евангельской легенды, изображенные герои представляли собой само человечество
во всех возможных типах сознания - раб и господин, грешница и посвящённый Христу,
грубый язычник и невинное существо - на пути к нравственному, духовному перерождению.
В сороковые годы - период напряженной работы над картиной - в европейской общественной мысли активизировались идеи утопического социализма (Сен-Симон, Кабе,
Фурье), где одним из составных элементов было использование христианства. "Новое
христианство"- так называлась работа Сен-Симона, утверждавшая построение небесного
царства на земле и воспитательную роль религии. Так что в этом отношении идеи Ива-
нова совсем не звучали анахронизмом (да, впрочем, и полувеком позднее для русского
сознания в лице Н. Не или Л. Толстого они продолжали оставаться актуальными).
Замыслы Иванова были глобальные, но реализовать их он мог лишь на холсте и бумаге.
Гуманизм Иванова, пусть и утопический по своим формам, одухотворял его искусство.
Обращенный к людям, он заставлял художника с особой пристальностью изучать окру-
дающий мир - природу и человека. Галерея его этюдов к "Явлению Мессии" уникальна
по фундаментально что отображения мира - от камня и ребёнка до бескрайнего неба и умудренного старца. При этом Иванов всегда желал выразить сущность явления - будь то человек, дерево, камень, искал самое характерное. Это была работа не только
живописца, но и учёного, мыслителя, философа.
В 1850-е годы Иванов приходит к идее о не исключительности христианской концепции
бытия, о её связанности с различными религиозными и мифологическими представлениями, существовавшими в истории. Направленность его сознания и тут оказалась на высоте современной ему научной, философсской мысли. Младогегельянцы, а затем Фейербах в это время успешно боролись с христианским догматизмом, критически пересматривались библейские и евангельские мифы. Отталкиваясь от книги
одного из младогегельянца - Д. Штрауса - "Жизнь Иисуса", Иванов задумывает грандиозный цикл"Библейских эскизов". Художник с удивительным мастерством воплощает фантастическое и реальное, наивные и мудрые сказки древних и пророческие
видения библейских патриархов, драматические события евангельской истории и полные
эпической поэзии сцены библейских времён. Образный строй этюдов позволил Иванову воссоздать картину "золотого века" человечества, о котором он мечтал ещё в юности - столько в этих рабочих этюдах одухотворенной красоты, покоряющей гармоничности
существования человека и природы.
Иванов в самом деле остался "переходным художником", открытым на все времена.
Художник скончался от холеры и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1936 году
перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
@
Свидетельство о публикации №117080603845
Это гораздо ближе русской душе, чем полотна мастеров Возрождения.
С благодарностью
Кованов Александр Николаевич 19.08.2017 09:29 Заявить о нарушении