Ну, а пока...

Ещё на Мойке снега гладь цела...
Ещё барьер не выбран для ответа,
Ещё и вести ветру не дала
Дуэль о скорой гибели поэта.
 
А смерть уже, метелью заблажив,
Готова взять ответственности бремя.
Эх, не явившись, был бы просто жив...
Но он пришёл… и подчинилось время.
 
Последний путь по выпавшим снегам,
Заране наметеленными зимою.
Жизнь отсчтает время по шагам...
И души россиян слезой омоет.

Ну, а пока... на Чёрной речке тишь...
И до пяти часов тревога дремлет.
Поэт... не просыпайся, если спишь.
Не покидай Россию, время, землю.

04.08.2017


Анализ стихотворения
Тема стихотворения — трагическая гибель А.С. Пушкина на дуэли, размышления о неизбежности судьбы и её влиянии на жизнь великого поэта.

Основная идея заключается в трагическом предопределении судьбы поэта, неизбежности роковой дуэли и её последствий для России и её культуры. Автор подчёркивает жертвенность Пушкина и величие его подвига.
Композиция стихотворения состоит из трёх частей:
Первая часть (первые 4 строки) — предвестие трагедии, ожидание рокового события
Вторая часть (следующие 8 строк) — описание самого момента дуэли и её последствий
Третья часть (заключительные 4 строки) — обращение к прошлому и попытка остановить трагические события
Жанр — лирическое стихотворение с элементами элегии и философской медитации.
Художественные средства:
Метафоры: «метелью заблажив», «души россиян слезой омоет»
Эпитеты: «наметеленными зимою», «Чёрной речке тишь»
Олицетворения: «смерть готова взять», «время подчинилось»
Антитезы: «ещё цела» — «уже готова», «просто жив» — «пришёл»
Ритмика и рифма: стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (АБАБ), что придаёт ему торжественность и мелодичность.
Стилистические особенности:
Использование высокой лексики («бремя», «отсчтает»)
Сочетание разговорных и книжных элементов
Философские обобщения
Эмоционально окрашенные обращения
Настроение стихотворения трагическое, проникнутое глубокой печалью и горечью утраты. Автор создаёт атмосферу неотвратимости судьбы, но одновременно выражает протест против этой неизбежности.


Рецензии