Ребёнок сочиняет музыку... 2450

С.М. Петриков

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО
КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА
 
Статья к спецкурсу „Основы композиции“. - Томск, 2012

    Сразу начну с того, что без творческой личности нам не построить позитивное будущее общество, т. е. не  создать  обнадёживающее  будущее. Шаблонизация западных систем обучения и образования привела к катастрофической ситуации появления характерного  нового  человеческого типа "абсолютного потребителя", не желающего  включаться  в  процесс создания новых духовных ценностей.  Без  творческого же и в особенности без культурно-творческого развития общество начинает вырождаться и погибать. Поэтому выдвинутая тема  можно  сказать вечно актуальна, но особенно она актуальна в наши дни  -  дни преклонения перед внесённым извне шаблоном. Для Европы, например, это – американизированный вариант жизнедеятельности и  жизнепонимания,  для России – европейский.
    Налицо губительные процессы ценностной переориентации с  внутреннего, почвенно-глубинного духовного роста личности на внешние "этикеточные" оценочные моменты (материальные возможности семьи, механическая напичканность какими-либо прагматическими сведениями и т.д.). В результате мы имеем современный антидуховный, материально-ориентированный антитворческий эгоистический тип личности с нулевым творческим потенциалом. В  условиях  недостаточной социальной защищённости старости инстинктивная погоня за элементарным внешне-материальным её обеспечением в ущерб всему духовно-созидательному продолжается. Новые, чисто материально-прагматические стандарты постсоциалистического общества толкают  современную  формирующуюся личность именно к такому развитию. 
    Колоссальный трагико-оптимистический социалистический эксперимент построения нового человека в нашей стране не прошёл даром. Достигнутые плюсы стоят перед глазами и взывают к нашему настоящему. Внутренний  родник социального всенародного творчества первого в мире социалистического государства до сих пор соединяет нас с вечными – естественно-духовными  креативными – ценностями. В любой случайности можно найти  ростки  этих творческих ценностей, пусть даже в незамысловатом, но сделанном своими руками весеннем детском кораблике...
    Мы, развивая ребёнка творчески, сами приникаем к тому мощному его истоку, который звучит в нём неслышимыми потоками Универсума,  мы подключаемся вновь как в "корабликовом" детстве к гармонии планетарных сфер, к тайне согласованности всего Мироздания:...
    Детское композиторское творчество... Конечно, оно ведь может проявиться не в каждом, да и на каждого ребёнка не найдёшь учителя  композиции... Но ведь всё может начаться с творческих уроков в музыкальной школе или со школьного учителя музыки, самого обыкновенного. Он-то и может пробудить во многих композиторско-творческое "я", может научить школьников записывать попевки нотами, а там, глядишь, и факультативный кружок организует... В одном только дело – нужно этого преподавателя научить руководить  творческим процессом своих подопечных. В принципе так или иначе музыкально сочинять может почти каждый ребёнок, подросток и взрослый, как каждый может, скажем, написать сочинение по литературе.
   На поздних этапах эволюции европейского музыкального мышления на основе двенадцатитоновой темперированной  хроматической системы двенадцатитоновость используется по максимуму. Но, когда же речь идёт о сочинениях ребёнка и подростка, то имеет смысл ограничить звуковой спектр использованием диатонической музыкальной системы. Более того количество самостоятельных звуковых элементов (увеличение за счёт октавного повторения не в счёт) для активного сочинения можно ограничить 7-ю (гептатоника), 5-ю (пентатоника) и даже на самом начальном этапе 3-мя (трихордика)! Именно музыкальная речь в наибольшей степени подходит для творчества, поскольку в ней не существует жёстких, навсегда закреплённых комбинаций звуков  как в вербальной речи (имеются в виду комбинации букв в словах), а также жёстких законов согласования музыкальных  мотивов и фраз  как в случае "непреклонных правил"  склонения  и  спряжения. То есть речь идёт об огромной степени свободы в мире звукового выражения, которая раскрепощает фантазию гораздо в большей степени, чем творчество на уровне словесно-грамматических конструкций. Конечно есть самые различные музыкально-стилевые системы – чего  стоит только одна классическая ладово-синтаксическая, но мы вовсе не обязаны "втискиваться" в классицизм – время XVIII века давно миновало, да и там многие (в особенности как раз "самые-то и классики": Гайдн, Моцарт, Бетховен) очень уж порой свободно обходились как с ладом, гармонией, так и с синтаксисом.
   Итак первое, что нужно дать понять начинающему композитору, это то, что "сочинять музыку – нет ничего проще!" Наложение ограничений на начальном этапе конечно необходимо. Именно на этом строится систематический процесс преподавания. Вкус безграничной музыкальной свободы нельзя ощутить без начальных «ежовых рукавиц». Доступ к потоку предельной степени свободы музыкального выражения должен быть завоёван самим учеником в ходе его личной музыкальной эволюции.  К тому же нельзя забывать, что смысл музыки – не звуковая вседозволенность, но, напротив, установление гармонии избранных музыкальных элементов, которая, в свою очередь, сможет создать гармонию и в сфере общечеловеческих отношений. Именно это и есть сакральная цель композитора...
   Итак напомним, что сочинять музыку не только легко (причём для всех возрастов), но и просто необходимо, чтобы  изменить всё  внутри  и  вне себя к лучшему. Кроме того, отметим, что занятия композицией формируют заинтересованное отношение к звучащим вокруг художественно ценным музыкальным произведениям. Такие занятия являются уже не фоном для протекающей жизни, но плодами последней.  Как эта  интонация свежо звучит!... А может и  я смогу очаровать слушателя  и  передать ему своё ощущение ну скажем этой красавицы-осени, которая как бы сама складывает поэтические строки...


ЛИТЕРАТУРА

1. Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки// Музыкальная академия. –1993. - № 2. – 224 с.

2. Бобровский В.П. Функциональные основы  музыкальной  формы: Исследо-               
 вание. – М.: Музыка, 1978. –  332 с.

3. Гуляницкая Н.С.  Введение в современную  гармонию. –  М.:  Музыка, 1984. –  256 с.

4. Давыдова О.Д. Сюжетное варьирование на пути к импровизации: Мы рисуем музыку (с приложением). – Бийск, 1995.

5. Конен В.Дж. Театр и симфония. – М.: Музыка, 1975. – 351 с.

6. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики// Лосев А. Ф. Самое само. (Серия «Антология мысли»).  – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – 1024 с.

7. Муров А.Ф. Практические советы начинающим композиторам. – Ново-
сибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1989. – 53 с.

8. Петриков  С.М.Текстуальное музыкальное мышление (синтаксический
интегрирующий аспект):  Исследование. –  Бийск:  НИЦ  БиГПИ,  1993. – 626 с.

9. Петриков С. М. Текстуальное музыкальное  мышление//  Музыкальная академия. – 1993. – № 2.

10. Соколов О. В. О принципах структурного мышления в музыке  //Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974. – 336 с.

11. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: Наука, 1993. – 591 с.

12. http://www.sergiusbuchner.de/Ein Weltstaat "Staat Erde"/Friedensmanifest: Einziger Weltstaat „Staat Erde“  – oder aber Nuklearkrieg. – Sergius Buchner (Petrikow S.M.):  Eigene Internetressourcen/www.sergiusbuchner.de/Seite 17 – 2009.

13. Pfitzner H. Ueber musikalische Inspiration. – Leipzig: Musikverlag A.Fuerstner, 1940. – 97 S.

14. Riemann Sachlexikon Musik// Herausgegeben von W. Gurlitt und H.H. Eggebrecht. – Mainz-London: Schott. – 1087 S.

15. Wehle G. F. Die Kunst der Improvisation. II. Teil: Die hoehere Kompositi-onstechnik im Klaviersatz. – Leipzig: Musikverlag E. Bisping, 1928. – 203 S.

16. Westphal K. Vom Einfall zur Symphonie: Einblick in Beethovens Schaffens-weise. – Berlin: Verlag W. de Gruyter & CO, 1964. – 86 S.

Адрес фото открывается при редактировании


Рецензии