Явилась осень на поля Руси...
С привычною хандрой в смятенной браге.
И ветер по дождю заголосил
В овраге.
Осенняя хандра не так резкА...
Она, скорей тиха и терпелива.
Она, царица тайного мирка,
Стыдлива.
Краснеют листья трепетных осин,
За беспардонность ветра, волокиты:
Дождей подарки в сети паутин
Разбиты.
Качает месяц колыбель ночей
Над пологом тумана-загородки.
И кажется, что шар земной - ничей...
Сиротка.
Когда ещё появится зима...
А воздух к холодку весьма охочий.
Всё чаще ворожат дымком дома
Над ночью.
А вдоль заборов жёлтые шары,
В народе незванные золотыми...
Перемешались осени дары
С полынью.
Горчит немного ласковая грусть,
В предощущеньях скорых расставаний.
Но, кажется, у Бога дремлет Русь
На длани.
01.08.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема. Изображение осени на Руси, её тихой грусти и особой красоты; осмысление переходного состояния природы и соотнесение его с внутренним миром человека.
Основная мысль. Осень — не время резкой тоски, а пора тихой, стыдливой печали, в которой скрыта особая гармония и ощущение божественного покровительства над Русью. Несмотря на предчувствие расставаний, сохраняется чувство защищённости («у Бога дремлет Русь / На длани»).
Композиция. Стихотворение состоит из 7 строф (шестистиший), каждая из которых рисует отдельный осенний образ:
приход осени и её «хандра»;
характеристика осенней грусти;
красные листья осин и разбитые дожди;
ночной пейзаж с месяцем и туманом;
приближение зимы и дым от домов;
жёлтые шары (осенние плоды) вдоль заборов;
итоговая рефлексия о грусти и божественном покрове.
Тип речи. Описание с элементами рассуждения (лирические размышления о природе осени).
Стиль. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («осень», «грусть», «хандра»);
местоимения («она» — об осени);
синтаксический параллелизм (построение строф по схожей модели);
ассоциативные связи между образами природы.
Средства выразительности:
метафоры: «с привычною хандрой в смятенной браге», «царица тайного мирка», «качает месяц колыбель ночей», «шар земной — ничей… Сиротка»;
эпитеты: «смятенная брага», «тиха и терпелива», «трепетные осины», «ласковая грусть»;
олицетворения: «явилась осень», «ветер заголосил», «осенняя хандра… стыдлива»;
сравнения и уподобления: «шар земной — ничей… Сиротка»;
архаизмы и книжная лексика: «длань», «ворожат», «полог», придающие тексту возвышенный оттенок;
инверсия: «Краснеют листья трепетных осин», «Качает месяц колыбель ночей»;
звукопись: аллитерации на «с», «ш», «ч» создают ощущение шелеста листьев и тихого дождя.
Итог: стихотворение создаёт целостный образ осени как времени тихой, созерцательной грусти, где природная красота переплетается с философскими размышлениями о бытии и божественном присутствии.
Свидетельство о публикации №117080200053