Итоги конкурса Лепестки сакуры Топонимы в хайку
Подводим итоги нашего конкурса "Топонимы в хайку"! Конкурс прошёл оживлённо и интересно. Разброс в оценках к одному произведению продолжает удивлять. Но и мы продолжаем работать и осваивать этот изящный жанр пейзажной лирики. Спасибо всем за участие и обсуждения, которые безусловно станут весьма полезны для дальнейшего творческого роста. Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5:
1. Арина Шик
2) в поле ромашек
тропа из Иваново
дорожный тупик
- Иваново - город в России, традиционно считается центром текстильной промышленности. Широко распространённое неофициальное название города Иваново - город невест. здесь, как мне кажется, ромашки - это ивановские невесты, которые в поисках женихов уезжают из города. Или другой вариант - потенциальный "жених" покидает город, поскольку не желает обременять себя радостями семейной жизни. На мой взгляд - очень удачное произведение.
- 1. Понравилось! Использование топонима «Иваново» определённо указывает на «город невест». Ромашка же у нас традиционно считается символом семьи. Есть о чём подумать. Это Хайку вызывает и ассоциации, и образы, и чувства.
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- Киго — поле ромашек. Иваново: с таким названием в России как минимум несколько (а может и много) населенных пунктов (и город, и деревни), поэтому непонятно, где именно все происходит.
Если поменять Иваново на Петрово, то ничего не изменится.
Почему "тропа из Иваново"? А может "тропа в Иваново"? Если «из», стало быть, присутствует автор, который к Иваново спиной.
Если «дорожный тупик» - это:
- дорожный знак, то они на тропинках не ставятся;
- безысходность, то это метафора;
- невозможность пройти, то это пояснение к тропе.
- Всё понравилось кроме дорожного тупика - упираешься в него, как
в стену и все предыдущие ассоциации сразу исчезают. А если так? Мне кажется, что это удачное решение и кто-то уже это предлагал, а я только озвучила.
в поле ромашек
тропа из Иваново
ситец на платье
- Топоним имеет вспомогательный характер, он тут не главное, олько отсыл к конкретной местности уже "задним числом".
Можно представить,. как теряется в поле ромашек тропинка, останавливается... но тропинка - не дорожный тупик, слова используются некорректно.
Оценка:
9+5, 10 + 5, 4+4, 6+4, 8+5, 6+3, 8+4=51+30+5=86
10) глянец на листьях
у берёзы повислой
утренний Палех
- Палех - посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области. Палех — центр русского народного промысла лаковой палехской росписи.
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее. Почему бы не расписать берёзовый лист? Тонко, изящно... единственно - мне не очень нравится слово "повислая", я бы лучше сказала - плакучая.
- 1. К сожалению, не увидела Палех. Глянец на листьях берёзы? – есть, наверно, на многих деревьях по городам и весям страны. Интересно было бы увидеть и понять своеобразие именно Палеха. Оценка: 3
2. Небольшие недочёты по жанру. Оценка: 4
- Мысль с Палехом понятна, но выражена через метафору. Не увидел киго. Не нравится «повислой». Листья блестят от сока или дождя (или росы, или после плотного тумана)? А может их покрасил живописец, смешивая краски или пробуя, как ляжет лак, перед тем, как изделие покрывать (не воспринимайте серьезно — шучу)? «утренний Палех» - метафора.
- думаю что здесь недопустимые в хайку сравнения-метафоры.
- Автор сумел разглядеть то, мимо чего многие проходят мимо и обратил наше внимание на красоту окружающего нас мира и это здОрово!
- Прослежена интересная связь между природным образом и искусством лаковой миниатюры Палеха, Зарождение, происхождение произведения искусства. И само хайку - произведение искусства. Палех - и место, и вид народных промыслов, удачно обыгрывается топоним, по заданию. Повислой берёзы - хорошо в стиле и в духе жанра, необычно, свежее, чем плакучей, тем более, про берёзу, а не про иву, как принято говорить.
Оценка:
9+5, 3+ 4,6+3, 7+4, 7+3, 10+5, 10+5=52+29+5=86
15) Ярилина Плешь
В созревшей землянике
Мелочь Синь-камню
- Александрова гора (Ярилина Плешь) — холм на берегу Плещеева озера недалеко от городища Клещина и города Переславля-Залесского. В 100 метрах далее спуск к Синему камню, который расположен у Плещеева озера. Синий камень (Синь-камень) – легендарный серо-синий валун весом 12 тонн ледникового происхождения. К Синь-камню бросают монетки, чтобы вернуться сюда. По-моему, два топонима на одно произведение - перебор.
- 1. Понравилось. Упоминание топонимов уместно и интересно какой-то своеобразной сказочностью. Хорошее Хайку. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- Созревшая земляника — киго. Не понял главную мысль. Совсем не понял 3-ю строку.
- не нашла связи.
- Нравится плавностью речи и перетеканием образов, киго есть, картинку представляю, но всё сказано и нет повода для размышлений, тем более всё это укладывается в одно предложение, не хватает только тире. И мелочь Синь-камню мысли вслух самого автора, а это в хайку не допускается!
- Ох, как хорошо, любовно, атмосферно... Автор заметил то , на что, возможно, не все обратят внимание. И непрямая ассоциация, и земляника, и в контраст ей - мелочь, разгар туристического сезона, чьи-то надежды, Синь-Камень - указание на конкретную местность, хорошо обыгран топоним, Ярилина Плешь - солнечный, поэтичный, к месту...
Оценка:
7+4, 10 + 5, 2+3, 5+3, 5+3, 6+3, 10+5=45+26+5=76
2. Тамара Второва
1) Белые ночи
Аничков мост на Невском -
Люди гуляют
- Аничков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга,
переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году;
своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову.
Мост украшают статуи покорения коня, созданные скульптором Петром Клодтом.
Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга.
трёхстишие перенасыщено Петербургом, топонимика есть,
но картинка слишком понятная, всё сказано, нет повода для домысливания. Все мосты достроены.
представленная работа мало что имеет общего с жанром хайку - слишком прямолинейно; 5-7-5 - это ещё не хайку.
-1. Склоняюсь к тому, что «белые ночи» – метафора. Видимо, автор хотел использовать её в качестве киго. Думаю, это не получилось. «Аничков мост на Невском» – два топонима. В белые ночи люди гуляют и по Аничкову мосту. Да и сами четыре фигуры на Аничковом мосту – сильный образ. Использование этих топонимов усиливает образ белой ночи в Санкт-Петербурге. Понравилось противопоставление: ночь – люди гуляют. Оценка: 7
2. Много нарушений по жанру хайку: трёхчастность, метафора, отсутствие киго, указание на цвет. Оценка: 2
- 3-х частность, белые ночи – лишнее, это олицетворение. Как это ночи могут белыми с точки зрения видимой картинки. Ведь тоже самое можно сказать, если описать что-то, что может быть видимым только белыми ночами. А так, «белые ночи» и можно уже не писать – люди гуляют. Нет противопоставления и напряжения. Одно вытекает из другого. И потому, хайку не удалась.
- Белые ночи — не что иное, как киго (категорически на этом настаиваю).
Белыми ночами люди гуляют везде, где наблюдается это явление, а не только на Аничковом мосту в Питере. Поэтому непонятно, в чем изюминка.
Трехчастность.
«на Невском» я бы убрал.
«Гуляют» - оценка автора (кто-то мог идти с работы или на работу, а кому-то, может, просто негде жить), лучше бы «многолюдно».
А даже если люди и гуляют, то это не говорит ни о чем, кроме того, что белые ночи.
- А не люди? А если не гуляют? А не на мосту, а не на Невском, а не на Невском Аничков мост? А...
Оценка:
2+1, 7 + 2, 5+2, 4+4, 5+2, 6+3, 1+1=30+15+5=50
11)Петропавловка
По Неве плывут льдины -
Запах корюшки
- Петропавловка - название многих населённых пунктов по всей России;Петропавловская крепость(в просторечии - Петропавловка) - крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города. Нева - река в России, протекающая по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, соединяющая Ладожское озеро с Невской губой Финского залива. Топонимика присутствует. Не уверена, что во время ледохода пахнет корюшкой, если только на пляже нет рыбного прилавка, но это вряд ли. Картинка не рисуется - льдины отдельно, корюшка отдельно.
-1. Меня радует запах корюшки! – весна, точно весна. Это недолгий период времени в Ленинграде, характерный для нескольких дней весной. Упоминание топонимов уместны, вызывают образы и ассоциации. Единственное серьёзное замечание по жанру Хайку – трёхчастность. Оценка: 7
2. Недостаток по жанру Хайку: трёхчастность. Оценка: 3
- - Трёхчастность. Фонетический стык: плывут льдины. Запах – не желателен в хайку. Не прочувствовала.
- Киго — плывущие льдины. Непонятно, почему именно Петропавловка, и почему пахнет корюшкой. Трехчастность. Ритм во второй строке я бы подправил.
- Льдины по Неве плывут не только мимо Петропавловки, у меня, например, сразу другое место рисуется. Запах - некошерно. Стоит Ваня у Петропавловки и поёт про ледоход. Запах у корюшки, вообще-то, везде есть, просто в Питере он особый, а здесь это не показано.
Оценка:
5+3, 7+ 3, 6+2, 4+3, 5+3, 10+5, 2+3=39+22+5=66
16)Капельки смолы
На стволах сосен янтарь
В парке Монрепо
- Монрепо(мой покой, моё отдохновение) - скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной Выборгского залива, в северной части города Выборга в Ленинградской области. топонимика присутствует, но смола на сосне и янтарь - это уже масло масляное, для хайку хватило бы и одного термина. успокаивающие свойства янтаря перекликаются с названием парка.
- 1. Топоним присутствует. Непонятна композиция стихотворения:
- Капельки смолы + На стволах сосен янтарь В парке Монрепо (где капельки смолы? И как может быть именно янтарь на стволах сосен, или это метафора?),
- Капельки смолы На стволах сосен + (это) янтарь В парке Монрепо (тогда получается, что здесь одночастность, либо янтарь рассыпан по парку).
Оценка: 3
2. Замечания по жанру хайку: метафора. Оценка: 3
- как это на стволах сосен янтарь? Купля-продажа? Бусы висят на гвоздях? Кажется, одна часть… Или метафора? Капельки смолы – янтарь? Фонетический провал: кАпельки смолЫ. Фонетический стык ударных слогов: столАх сОсен. Описание, не более того…
- Почему именно Монрепо — непонятно. Одночастность. Не увидел киго. Убрал бы слово «янтарь» (на стволах сосен не может быть янтаря). Переделал бы 3-ю строку, чтобы стихотворение стало двухчастным, и поменял ее местами с 1-й строкой.
- Не впечатлило.
- Монрепо еще найти нужно, не такое известное место, и при чем тут парк, мало ли где сосны растут со смолой на стволах. И смола - не янтарь, даже на солнце... Янтарь рождается в глубоких недрах, сотни тысяч лет... Нет ассоциации, образа, посыла. Ни о чём. На стволах сосен - янтарь или на стволах - сосен янтарь? Не читается.
Не знаю, насколько это хайку, пусть будет 4.
Оценка:
6+3, 3 + 3, 5+2, 4+3, 5+3, 7+4, 2+4=32+22+5=59
3. Русанова Татьяна
6)Москва ещё спит
Грустный таджик под дождём
Сгребает листья.
- Москва - столица нашей Родины. Таджик - дворник-гастарбайтер. Дворники-таджики - распрастранённое явление по всей России, можно заменить Москву на любой другой город - в хайку ничего не изменится. Топонимика присутствует, но как-то сама по себе, ничего не прибавляя к стиху, но хайку нравится, правда слово "ещё" вызывает сомнения - уместно ли оно в хайку?
- 1. «Москва спит» – метафора. Использование топонима усиливает смысл и образы стихотворения. Понравилось, оценка: 9
2. Замечание: метафора. Оценка: 3
- грустный таджик – оценочная характеристика. «Ещё спит» - мост в прошлое. Нет напряжения между частями. Между ними можно поставить «поэтому». А это минус. Москва спит – олицетворение.
- Точно также, как в Москве, по утрам осенью сгребают листья во всех крупных городах. Поэтому вопрос: почему для хайку выбрана именно Москва? Нет отчетливого киго (потому что листья на земле бывают не только осенью, но и после летнего урагана). Но буду считать, что киго есть.
Убрать «еще» недостаточно, чтобы поправить 1 строку, лучше бы «раннее утро в Москве»; убрал бы «грустный», добавил бы киго «желтые» (к слову «листья»).
- Олицетворение - Москва ещё спит. Картинка возникает, двухчастно, но этим всё сказано.
- Таджики дворничают не только в Москве, но отсыл к Москве понятен, там это проблема, создаётся обстановка, посыл донесён.
Олицетворение "спит", но по-русски это почти и не олицетворение, скорее идиома. Смысл у картинки глубокий, позвоночником прочувствовала, мне очень понравилось. Класс.
Оценка:
2+4, 9 + 3, 4+2, 4+3, 5+3, 4+3,9+4=37+22+5=64
13) Ветхий дом в снегу.
Деревня Весёлое
Гласит табличка .
- как оказалось, деревень с таким названием много, здесь, видимо, подчёркивается контраст между унылой заброшенностью и весёлым названием, но в целом звучит оптимистично -
с надеждой на лучшее.
- 1. Понравилось! Грустно это. Перечитываю. Как получилось, что от весёлой деревни остался ветхий дом в снегу?.. У автора замечательный тонкий юмор, что приветствуется в Хайку. Топоним присутствует. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- гласит табличка – олицетворение и фонетический стык т-т. Лучше: надпись таблички. Ассоциации вызваны, куда деваться – реальность.
- Понятна интересная связка «ветхий-Веселое». Киго — снег. «Гласит» надо бы заменить (а лучше — переделать всю 3-ю строку). За хайку (вторая оценка) можно было бы поставить 3, но к форме решил не придираться, т. к. ее легко можно поправить (в том числе «гласит»).
- Возникает картинка заброшенности ранее обжитого места, в котором было когда-то весело. Грустная история, поведанная в нескольких строчках длиною в жизнь. Понравилось.
- А здорово! Именно форма хайку создаёт нужный образ и впечатление, и топоним - главный персонаж.
Оценка:
7+4, 10 + 5, 8+2, 8+4, 7+4, 10+5, 10+5=60+29+5=94
4. Арканум Вивум
7) гроза уходит
над водной гладью видны
снега Белухи
- Белуха - самая высокая точка Алтайских гор.Свое название эта алтайская гора получила вовсе не случайно. Дело в том, что вершина целиком и постоянно покрыта снегом. И именно такой, белоснежной ("белухой"), выглядит для местных жителей гора Белуха.
красивая и, я бы сказала, оптимистичная картинка, топонимика присутствует и как бы подчёркивает сказанное. Группа туристов-альпинистов мечтает покорить Белуху,
тучи сомнений развеялись - вперёд и вверх!
- 1. Стихотворение понравилось, хорошая пейзажная лирика. Хорошо использован топоним «Белуха». Однако, здесь природа есть, но нет человека. Оценка: 7
2. Замечания: отсутствие киго, есть природа и нет человека. Оценка: 2:
- гроза уходит – олицетворение. Видны – лишнее слово. Выбросить его – ничего не изменится. Описательная картинка без киго, одно вытекает из другого. Это ещё один минус. Где человек? В слове "видны"?
- Красивое хайку
- Над гладью, наверное, видна не только снежная вершина горы, должно быть что-то еще, что закрывает саму гору, у меня разрыв картины. Вот если отражение в водной глади... тогда - да, сильно. Вначале у меня так и прочиталось.Но топоним Белуха обыгран хорошо. Хотя гора может быть любая.
Оценка:
8+4, 7 + 2, 3+2, 5+2, 8+5, 9+5, 9+4=49+24+5=78
14) поле под Орлом
скошена трава вокруг
муравейника
- Орёл - город в центральной России. Орёл - крупная хищная птица семейства ястребиных.
здесь возможна игра слов. Или же речь идёт о воинской славе - в разгар сражения на Курской дуге войска Западного и Брянского фронтов 12 июля 1943 начали наступление в районе Орловского плацдарма, где оборонялись две немецкие армии, создавшие там мощную систему обороны.
третий вариант - бережное отношение к трудолюбивым муравьям во время покоса,
но тогда привязка к именно к Орлу весьма сомнительна - муравейники у нас повсеместно.
- 1. Хорошее стихотворение, понравилось! Топоним «Орёл» подчёркивает такую исконно русскую черту, как милосердие (пленные фашисты никак не могли понять, почему русские женщины приносили им хлеб и молоко). И особенно хорошо, что молодое поколение не равнодушно к вопросам экологии. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- вторичные образы играют (под Орлом, муравейник), но сами части об одном: поле, скошена трава. Я бы написала слово «орлом» с маленькой буквы для разночтения. Скошена – мост в прошлое.
- А почему только вокруг муравейника?
- Мирная картина, а когда-то здесь шли жестокие бои... Великолепное хайку!
- Совсем не понятен образ и смысл. А если не под Орлом, а под Черниговом? Откуда муравейник в поле? Траву не в поле косят.... Автор поднимает проблему экологии и бережного отношения к природе. С другой стороны - виден характер человека, косившего траву. Но, вообще-то, скосить траву вокруг муравейника - сложно (попробуй, автор, представить работу косаря - "размахнись, рука" ) Скорее уж, "не скошена трава вокруг муравейника." А так - ничего не понятно - зачем, почему, что за инопланетяне круги вокруг муравейников оставляют...
Оценка:
4+3, 10 + 5, 8+3, 5+2, 7+3, 10+5, 2+2=46+23+5=74
5. Наталия Белоус
3) В Питере ночью
Сфинксы и мокрый асфальт
Мост разведённый
- Санкт-Петербург - город на северо-западе России;
Питер - просторечие, на мой взгляд, неуместное для хайку, хотя гораздо удобнее вписывается в формулу 5-7-5. данная работа, как и первая, перенасыщена Петербургом,
сфинксы и разведённые мосты - общеизвестная символика города; слово "ночью" лишнее - на время суток однозначно указывают разведённые мосты, а сфинксы и мокрый асфальт атрибуты круглосуточные. Топонимика присутствует, но ничего не прибавляет к нарисованной картинке -
ночной летний город после дождя; некоторая недосказанность - это разведённый мост,
здесь можно пофантазировать, например, автомобилист, который вынужденно остановился у разведённого моста - дальше не проехать, зато есть время полюбоваться сфинксом и белыми ночами. Хайку имеет схематичную форму, без дыхания.
- здесь увидела 1 часть с перечислением. Всё об одном. Нет напряжения. Понятно, что в Питере ночью мосты разведены. Лишнее. Одна подробная информация. Ни о чём. Где киго?
- Несет ли «В Питере» какой-то особый смысл? Не уверен. Не увидел киго (разведенный мост — вряд ли киго). Одночастность. Перечислены некоторые достопримечательности ночного города, смоченного толи дождем, толи поливальными машинами.
- Если ночь тёмная,то вряд ли что разглядишь. Может быть лучше в сумерках ночью? И почему только асфальт мокрый, а сфинксы нет? Поливальная машина проехала? Или всё таки автор подуразумевал дождь?
- А днём куда деваются сфинксы и мокрый асфальт? Топоним Питер - понятно... Нет связи с мостом, инверсия. Ночной пейзаж слишком очевиден, и не более. Только попытка описания ночи в Петербурге. Всё очевидно, ничего такого, что бы не видели все.
Оценка:
5+4, 5+2, 4+2, 7+4, 8+5, 5+4, 2+2=36+23+5=64
12) В брызгах Катуни
Камни вокруг валунов
Лодки круженье
- Катунь - река в республике Алтай и Алтайском крае, левая составляющая Оби. Берёт начало на южном склоне горы Белухи,протекает среди горных хребтов и порожистых ущелий.Огромные валуны - достопримечательности Катуни.и сама Катунь похожа на драгоценный камень в оправе окружающих ее синих гор.один из видов туризма - сплав по Катуни на байдарках. топонимика присутствет, картинка зримая.
- лодки круженье – инверсия, портит картинку своей искусственностью. Слишком заморочена, закручена информация: в брызгах реки камни, которые расположены вокруг больших камней. Понравилось аллитерация к-р-л. Заковыристое, кружащее. В этом что-то есть. Завораживающее: круги, кружение… но немного пересыщено образами… Где киго?
- Почему именно Катунь? Любая горная река, по которой спускаются на байдарках, подошла бы.
Наверное, все-таки не лодка, а байдарка, если сильное течение и валуны. Не увидел киго.
Камни поменьше вокруг камней побольше — как-то не очень интересно читается.
Картинка не до конца отчетливая, т.к. непонятно, лодка — с гребцами или без.
«Круженье» - слишком по-европейски. Очень напоминает т. н. «японский» сонет.
- Не впечатлило.
- Возникает картинка горной своенравной реки, но дальше картинки дело не пошло.
- Хорошо. Картинка яркая, нет лишних слов, все значимые, но присутствует инверсия. А без неё хуже. Показан характер реки. но... тоько Катуни? Здесь обыгрывается не столько топоним, сколько описывается местность. Многозначность, недосказаность, разночтение в описании, танец или трагедия? Но... Я боюсь неправильно понять мысль автора.
Оценка:
8+4, 8+3,4+3, 5+3, 7+5, 5+5, 9+5= 46+28+5=79
17) Сосны за домом
Камни сквозь толщу видны
В водах Байкала
- Байкал — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири,
самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.
Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают
видны на глубине до 40 метров. Это обычно бывает весной, когда вода в озере синего цвета.
Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных
и животных организмов, прозрачность её снижается до 8—10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным. картинка слишком понятная, всё сказано, нет повода для домысливания. Все мосты достроены. хайку имеет схематичную форму, без дыхания.
- в водах – фонетика в-в. Написано дактилем, это для ЯСов. Получается такая картина: сосны за домом – значит, мы, наблюдатель, перед ним; но и камни сквозь толщу(!) видны в водах. Какая толща?! Что-нибудь одно: или мы перед домом, или мы смотрим в толщу воды. Описательная картинка – не более.
- Понятно, почему Байкал (вода в нем очень прозрачна, поэтому видно дно), но и в некоторых других озерах России вода не менее чиста, и сосны рядом наверняка есть.
Не увидел киго.
Конечно, «толща» относится к воде, хотя изложено не очень понятно (лучше бы «сквозь толщу воды Байкала камни видны»).
Не понял, какая связь между соснами, домом, водой и камнями.
- Двухчастно, но всё портит инверсия - Камни сквозь толщу видны
в водах Байкала, к тому же фонетический стык - в водах. И непонятно, в каком месте находится наблюдатель - не может же он находиться одновременно и там и здесь. Если он видит камни сквозь толщу вод Байкала, то сосны за домом могут находиться только сзади него... или у него такое острое зрение, что он мог разглядеть дом и сосны за ним за горизонтом и водной гладью Байкала?
- Да, байкальский берег вырисовывается - дом в окружении сосен, известная своей прозрачностью вода Байкала... Слава Богу, если всё еще такая прозрачная. Но уж очень известная. Очевидно - неинтересно. Но слов нагромождение, но порядок их - какая-то беспорядочная инверсия, толща - представляется каменная скала. Недоработано, короче.
Оценка:
2+4, 5+3, 6+3, 5+3, 10+5, 3+4, 6+4=37+26+5=68
6. Елена Графская
8) дожди и грозы
впереди по указателю
Солнечное
- 1. Понравилось своей парадоксальностью и доброй улыбкой. Использование топонима «Солнечное» здесь замечательно и уместно! Единственное, что меня смущает, так это одновременное наличие дождей и гроз в этой картине. Оценка: 7
2. Замечание по жанру Хайку: – «провалы» во второй и третьей строках нарушают гармонию звучания между строками: 01010 + 001000100 + 1000. Оценка: 4
- эх! Первую строку – срочно в ед.число! И что-нибудь одно: дождь или гроза. Вспышка молнии, например. Но хайку вызывает ассоциации, и не одни. Удалось! Разночтение строк!
- Гроза — киго (летнее), однозначно.«Солнечное» и «дожди и грозы» - красивая противоположность, как тема. Первую строку лучше бы изложить «дождь и гроза» (в конкретном месте и в конкретное время может быть только один дождь и одна гроза). «Впереди» — нехорошо, потому что выглядывает автор-наблюдатель. За хайку (вторая оценка) можно было бы поставить 3, но к форме решил не придираться, т. к. ее легко можно поправить (в том числе «впереди»).
- Спасибо автору за лёгкую иронию и улыбку - понравилось!
- Забавно. Но по-русски не хватает тире. Дожди и грозы - неконкретно, не картинка, расхождение по времени происходящего. Или кто-то надолго застрял на пути к Солнечному? )) Тогда 5.
Оценка:
7+ 4, 9+3, 8+4, 9+5, 7+5, 10+5, 10+4=60+30=90
7. Лина Корочка
4) Орган в соборе.
Густой туман над Ригой.
Плету косички.
- Рига - столица Латвии, Прибалтика. Топонимика присутствует, но ничего не даёт. Орган в соборе - уточнение лишнее, где еще может быть орган? не на улице же. Как орган связан с туманом и плетением косичек - я не понимаю. И что такое в данном контексте плетение косичек?
Прическа, рукоделие или какой-то обряд? не знаю,но невольно вспомнились стихи Агнии Барто
"Пляшет девочка-узбечка,
На руке блестит колечко.
У узбечки нет привычки
Две косички заплетать:
У москвички — две косички,
У узбечки — двадцать пять."хайку, на мой взгляд, не получилось - три самостоятельные строчки.
- 1. Домский собор произвёл на меня сильное впечатление, спасибо автору за напоминание. Не знаю, что хотел сказать автор, указывая на туман над Ригой. «Плету косички» – повествование от первого лица, что не приветствуется в жанре Хайку. По-моему, Хайку не сложилось, и использование топонима не помогло. Оценка: 2
2. Много нарушений по жанру хайку: трёхчастность, отсутствие киго, повествование от первого лица. Оценка: 2
- Простите, автор, но как читаю хайку, ставлю на первый слог ударение: Орган. Ничего не могу с собой поделать… Ну, хорошо… Допустим: оргАн в соборе. Ну и что? Мебель. Орган в соборе, а туман над Ригой, а я где-то ещё (дома?) плету косички. Картинка распалась на три. А должна быть одна, если это не сюрреализм. Три части. И что значит плести косички? Девочке 10 лет? От первого лица – грубое нарушение! Простите, это не хайку, нмв.
- Думаю, если бы было написано о соборе с органом в другом городе Европы, ничего не изменилось бы. Слишком много автора (повествование от 1 лица).Трехчастность. Не увидел киго.
Непонятно, где лицо, от имени которого идет повествование, заплетает косички: в тумане на улице или в соборе, а также кому принадлежат косички: автору (это мужчина или женщина?) или кому-то другому (это мужчина, женщина, ребенок?). Также непонятно, играют на органе или нет.
- Всё понравилось, кроме косичек. Они совсем не из этого контекста возникают уж очень неожиданно и разваливают всю предыдущую картину. Трёхчастно.
Оценка:
2+1, 2 + 2, 4+1, 4+2, 5+2, 5+3, 5+3= 27+14+5=46
8. Надежда Туманова
5) рюса из Эдо
на поясе кимоно
аист в полёте
- Эдо - старое название Токио, современной столицы Японии. Рюса – разновидность мандзю, дисковидное полое внутри изделие. Верхняя половинка рюса покрыта сквозной резьбой.
Этот вид нэцкэ назван в честь известного резчика Рюса, жившего в 1780-е годы в Эдо. с топонимикой разобрались.
аист в полёте - Аист символизирует приход весны и новой жизни, является благовещенской птицей, а также помощником в скорейшем появлении в семье наследника.
Фигурку с аистом можно разместить в прихожей, так, словно он летит к вам в дом,
при входе в спальню. Смысл хайку ясен, разночтений не вижу.
- 1. Понравилось! Использование топонима уместно. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- допустим, кто-то рассматривает, что там на поясе кимано, а в это время… аист в полёте. Нет больше воспринимается, как сенрю… Но разночтение есть. А это плюс. Аист на рюса, и аист в небе. А где пейзаж? Хайку – пейзажная лирика. Где киго?
- Не знал, что такое рюса, интернет тоже не помог. Не увидел киго. Непонятно, где кимоно: на ком-то (это женщина, или мужчина, или ребенок?) или на (в) чем-то (на столе, на стиральной машинке, сушится на веревке)? Непонятно: на кимоно только рюса, а аист реально летит, или и рюса, и аист - на кимоно.
- Двухчастно. Но внимание привлекает только кимоно, непонятно на кого надетое - мужчина? женщина?старик?старуха? и нецке в форме пирожка, сделанное резчиком из города Эдо. А в небе аист. И что этим хотел сказать автор для меня осталось загадкой.
- А это не сэнрю философское? Возможно, для японца вопросов не возникнет, но у меня ассоциаций нет, как и связи между частями. Почему из Эдо? Какова здесь роль топонима? Без объяснений автора или знатока японской культуры я теряюсь в возможных вариантах.
Оценка:
7+5, 10 + 5, 5+2,2+3, 10+5, 3+3, 3+1=40+24+5=69
9) цепочка огней
в Петербургских каналах-
туманная ночь
- и снова Петербург. Я думаю, что цепочка огней может отражаться в любых каналах, а не только в петербургских. туманная ночь - это уже ближе к Петербургу, но в тумане фонари светят тускло и это следовало бы как-то обозначить, чтобы полнее сложилась картинка туманной ночи.
- 1. Понравилось! Прекрасный, поэтичный образ – «цепочка огней в Петербургских каналах». Использование топонима «Петербургские каналы» да ещё и в туманную ночь вызывает разнообразные образы и ассоциации. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- цепочка и каналы – образы играют между собой! Но раз огни, значит – ночь. Здесь что-то лишнее. Где киго?
-Почему важно, чтобы ночь была именно петербургской?Множественное число во второй строке не нравится: нельзя видеть сразу несколько каналов. Не увидел киго.
Туманная ночь не может быть только в каналах, даже если они — петербургские. А отражения огней в воде каналов быть не может, потому что туман.
- Картинка возникает с высоты птичьего полёта или из окна самолёта, красиво, двухчастно, но мне не хватило темы для размышлений.
- Цепочка огней совсем не означает туманную ночь. В туманную нлчь не видно, что это каналы. и может быть не только в петербургских каналах. Топоним некорректен, складывается просто описание.
Оценка:
4+3, 10+ 5, 6+3, 4+3, 10+5, 6+4, 5+5=45+28+5=78
18) ажурная вязь
в куполах деревянных-
Онежский простор
- Онежское озеро - озеро на северо-западе Европейской части Российской Федерации,
второй по величине пресноводный водоём в Европе. Кижи - остров в Онежском озере, музей деревянного зодчества. Красивая работа!
- 1. Понравилось! Онежское озеро – уместный топоним. Образы Онежских просторов, некое спокойствие усиливается намёком на Кижи – ажурная вязь в куполах деревянных. Замечания по жанру Хайку – инверсия (деревянные купола) и отсутствие киго. Оценка: 8
2. Недочёты по жанру: инверсия, отсутствие киго. Оценка: 3
- красиво, но простор – не вещественное. Пустота, иными словами. Оценочное слово. Разночтение строк есть.
- Непонятно, почему речь идет именно об онежских куполах: вряд ли они сильно отличаются от деревянных куполов храмов других православных регионов. Не увидел киго. Инверсия во 2-й строке. «Онежский простор» — нехайковая комбинация слов; «ажурную вязь» тоже у японцев не встретишь. Хайку слишком по-европейски звучит, изложение больше подходит для т.н. "японского" сонета (только написано не дактилем, а сквозным амфибрахием).
- Показалось очень красивым
- Красиво то как! Очень понравилось, сразу вспомнились Кижи и онежский простор, и солнце золотит купола...
- Контраст, да не тот. Если я смотрю на вязь куполов, то не вижу простор. Но разнородные составляющие пейзажа автор показал. Страна контрастов, короче. Текст рекламного буклета. С инверсией ненужной.
Оценка:
9+5, 8+ 3, 8+3, 4+3, 10+5, 10+5, 7+4=56+25+5=86
ИТОГИ 12 КОНКУРСА "ТОПОНИМЫ В ХАЙКУ":
1-е место: №13 - 94 балла (Татьяна Русанова)
2-е место: №8 - 90 баллов (Елена Графская)
3-е место: №2 - 86 баллов (Арина Шик)
№10 - 86 баллов (Арина Шик)
№18 - 86 баллов (Надежда Туманова)
4-е место: №12 - 79 баллов (Наталия Белоус)
Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:
1-Е МЕСТО
13) Ветхий дом в снегу.
Деревня Весёлое
Гласит табличка
2-Е МЕСТО
8) дожди и грозы
впереди по указателю
Солнечное
3-Е МЕСТО
2) в поле ромашек
тропа из Иваново
дорожный тупик
10) глянец на листьях
у берёзы повислой
утренний Палех
18)ажурная вязь
в куполах деревянных-
Онежский простор
4-Е МЕСТО
12)В брызгах Катуни
Камни вокруг валунов
Лодки круженье
Поздравляем наших победителей! Спасибо всем участникам за прекрасную работу и впечатление от увиденного в хайку! До новых встреч!
1148 02.08.2017 23:03 Перевод автору Наталия Белоус -102
1147 02.08.2017 23:02 Перевод автору Надежда Туманова -204
1146 02.08.2017 23:01 Перевод автору Шик Арина -408
1145 02.08.2017 23:00 Перевод автору Елена Графская 2 -306
1144 02.08.2017 22:59 Перевод автору Татьяна Воровская-Русанова -408
За обзор:
1165 31.08.2017 15:42 Перевод автору Елена Графская 2 -204
С вами ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №117080100830
Отдельное спасибо Татьяне всё за ту же погоду в доме.
---------
Кстати, мне больше всего понравилась повислая берёза, но я снова ошиблась приняв это за украшение.- В хайку я усвоила только то, что там должна быть только простота. А ещё по поводу цвета. Мой таджик вообще-то сгребал жёлтые листья, Но у кого-то здесь я прочитала, что в хайку не должно быть цветности и жёлтые я убрала,
а вот товарищ с труднозапоминающимся псевдонимом авторитетно указывает на неправильность моего решения.
Если кто-то поможет в этом разобраться...
----------------------
Баллы возвращаю, как награду за наградные, поэтому с небольшим плюсом.
--------------
Всем удачи и тепла.
Татьяна Воровская-Русанова 03.08.2017 08:09 Заявить о нарушении