Не бойтесь умиляться

"5. Имейте чувство простоты. Хайку, как ни одна другая поэтическая форма, требует простоты, Не только объекты хайку являются простыми жизненными формами, но и писать о них нужно просто, лаконично, находя точные слова. Сокращая число слов, сужая свой взгляд на мир, мы приходим к пониманию, что в нашу эпоху возрастающей коммерциализации хорошо придерживаться простоты в образе жизни – иметь только то, что необходимо. Окружать себя прекрасными формами, а не заниматься украшательством, предпочитать патину на вещах, хорошо опробованных, блеску вещей новых, предпочитать оригиналы копиям – так мы сумеем в корне изменить самих себя.


Тонкая прохлада –
водопад толщиной в палец
в сложенные чашечкой ладони

6.Умейте умиляться. Писать хайку – значит уметь умиляться . Прежде всего, вы почувствуете смирение, когда начнете понимать величие самых простых вещей, вас окружающих. Когда вы научитесь видеть то, что лежит под поверхностью  каждого проявления жизни, мудрость, разумность, великолепие вещей наполнят вас священным трепетом. Далее, современная поэзия основана на том, что думает или чувствует автор а это выдвигает на первое место авторское "я". Таким образом, внимание сосредоточивается не на внутреннем, а на внешнем мире. Нередко начинающим очень трудно сделать этот шаг – побороть в себе желание рассказывать другим о том, что они чувствуют, думают, во что веруют, что они хотели бы считать реальностью. Для них чрезвычайно большим достижением будет отход от этих целей в пользу простого желания говорить о том, что есть. Неупотребление личных местоимений в ваших хайку будет свидетельствовать о том, что вы сделали этот шаг.

Решение проблемы олицетворения.

Хайку, избегая образности, уходит и от свойственного западной поэзии приема олицетворения неодушевленных вещей. Сказать, что ручеек "улыбается",  - значит олицетворять поток воды, а следовательно, вклазывать в него то, чего он на самом деле не имеет,  - ведь он всего лишь поток воды.
     Это правило довольно коварно, поскольку нам так легко представить, что ручеек бежит, прыгает, что у него даже есть рот. В западной культуре настолько глубоко укоренилась традиция олицетворения, что мы фактически не можем отрешиться от этой привычки. Мы с легкостью говорим о "ножке стула" или "голове  кровати". 
Каким же образом можно определить границы допустимого в олицетворении?  Это зависит от языковых традиций и личного видения мира. Если тот или иной глагол широко употребляется применительно как к человеку, так и к неодушевленным предметам, то вас как автора трудно будет обвинить в использовании приема олицетворения.
     Если же вы создаете свой собственный образ(например: "солнце взирает на землю"), то вы тем самым нарушаете плавное течение хайку,  обычно лишенного эмоциональной окраски. Вы уже не говорите о вещи как таковой, вы говорите о своем восприятии этой вещи."






Джейн Рейхолд "Пишите хайку!".


Рецензии
Хорошая статья Мила! И хайку про "Тонкая прохлада-...".

Руслан Крупин   31.07.2017 16:35     Заявить о нарушении
Рада, Руслан, что понравилась статья! И хайку тоже из книги Джейн Рейхолд. Спасибо! Удачного дня!

С теплом, Мила.

Мила Малинина   01.08.2017 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.