Русские картины-обманки ч. 2
А.С.Пушкин описывал его альбомы с рисунками милым дамам в "Евгении Онегине"-
"Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером"...
Но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны. И в этом искусстве он был непревзойдённым художником, ему не было равных.
Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) была настолько востребована и он повторял её так много раз, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».
В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической,дворянской среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества. А долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовал развитию молодых художников.
Жанр "натюрморта- обманки" пользовался в России большой популярностью. Его с удовольствием заимствовали наши художники у художников из Европы в 18 веке. Известны талантливые мастера натюрморта, а потом и "натюрморта- обманки" - это
Г.Н. Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II и Т. Ульянов -он выполнял и крупные государственные заказы. П.Г.Богомолов автор известной работы "Натюрморт с книгами" вставлен в иллюзорный книжный шкаф. Ещё они развешивали предметы на хорошо выписанной под дерево стене, с сучками, прожилками, разводами под древесину, очень красиво по цвету и заполняли эту деревянную доску разными предметами. Они в этом достигли большого мастерства. Древесина,- голубоватые, розовые, желтоватые оттенки которой помогают создать почти реальное ощущение свежего запаха только что выструганного дерева. На ней развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, музыкальные инструменты- скрипки, флейты, рожки, посуда и другие мелкие вещицы. Кажется, что подобный набор предметов совершенно случаен, но на самом деле это далеко не так. Глядя на такие натюрморты, можно догадаться об интересах художников, занимавшихся музицированием, чтением, увлекавшихся искусством. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Говорили о своей любви. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Или писали книжные полки. Наверное, это подтолкнуло уже в наше время предприимчивых бизнесменов к созданию обоев с напечатанными красивыми корешками книг, старинных, очень редких и в красивой цветовой гамме. Это кощунство просто!Они покупают их под свой интерьер... Их пристраивали богатые люди в свои шкафы для книг, чтобы не разоряться на настоящие книги. Это было для меня незабываемое
и грустное зрелище...
Распространены были также натюрморты типа vanitas («суета сует»)- с черепами, костями, крестами, песочными часами и прочим. Любят у нас попугать и пустить слезу... Натюрморты-«обманки» делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными.
Как и в Европе, так и в России изображали много общих вещей. Художники писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги. Фрагменты надписей, побуждали человека протянуть руку и отдернуть иллюзорную занавеску, чтобы прочитать фразу целиком. Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными. С помощью световых бликов передавался блеск стекла, металла.
Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Но есть здесь и исключения. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым о котором шла речь раньше, так посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.
Русские натюрморты-«обманки» XVIII века свидетельствуют о том, что художники еще недостаточно умело передают пространство и объемы. Более важно для них показать фактуру предметов, словно перенесенных на холст из реальной действительности. В отличие от голландских натюрмортов, где вещи, поглощенные световой средой, изображены в единстве с ней, в картинах русских мастеров предметы, выписанные очень тщательно, даже мелочно, живут как бы сами по себе, вне зависимости от окружающего пространства.
Сегодня картина меняется и эта эпопея с обманками продолжается. Художники уже творят виртуозно, учитывая все нюансы, вписывая в окружающую среду органично все свои обманки. Есть великолепные художники, расписывающие интерьеры -обманки. Они пишут не только картины-обманки, но расписывают окна, стены, потолки, веранды, эркеры, лестницы. Ваш дом превращается по вашему желанию то в рыцарский замок со всеми атрибутами средневековья, то вы уже в эпохе барокко, в гостиной, наполненной кормлёными ангелами, парящими в облаках на потолках и стенах, или вы уже за накрытым серебром столом, среди виноградных листьев и мраморных колонн на веранде с прекрасным видом на море и чайки готовы принять от вас на лету крошки хлеба. Иллюзия абсолютна! И прекрасна! Такие сложные и интересные работы выполняет художник из Москвы- Сергей Судаков.
08.2017.
Свидетельство о публикации №117072905770