Картины - обманки... ч. 2

 
 
   
 Мир состоит из мелочей, но...не стоит их игнорировать, без них он беден, а сколько они приносят радости своим владельцам!. Существует множество изумительных мелочей, без которых не существует жизнь человека. Вроде мелочи, а как о многом они говорят. К примеру, можно долго рассматривать рабочее место художника,его "святая святых"... мастерская - мольберт, палитра, краски, лаки, кисти, поставленный для работы натюрморт, полуопущенные шторки за которые хочется заглянуть,-здесь он колдует над своим полотном, вот где он Бог!
   Или расписные ставни окна с целым хранилищем любовных писем, перевязанных различными красивыми бечёвками или ленточками,...что там, в этих письмах? Любовь? Ненависть? Предательство или верность...-об этом вам судить. Или доска с записками, письмами, набором канцелярских принадлежностей и всяких нужных мелочей, включая очки, лорнеты, табакерки, перья- деловой набор предметов,а штопор и пробка- говорят о том, что человек имеет право расслабиться после трудной, кропотливой работы; монета из дальних стран,-видимо, сувенирная для памяти, предметы охоты, мушкеты, кошельки различные- набитые деньгами и пустые- очень красноречиво говорят о заказчике...- это скорее чисто мужская обманка, а вот женская о другом- где туалетные принадлежности - необыкновенные гребни, заколки, кусочек оливкового мыла, привезённого из тёплых стран,щипцы для завивки волос, сосудик с уксусом или маслом, пудреницы, к которым так и тянется рука; разные музыкальные инструменты, скрипка, рожок, нотная тетрадь- всё говорит о жизни! О радости жизни! Об интересах людей, их привязанностях и секретах. В этих натюрмортах отражен абсолютно реальный предметный мир голландского бюргерства: вещи в своих подлинных размерах и объеме, различной фактуры и цвета. Мастерство художника настолько виртуозно, что нам так и хочется ещё чуть-чуть отодвинуть шторку, ощутить плотность или тленность бумаги, края которой уже рассыпаются и пожелтели от времени, но она имеет ещё свою ценность, коль её хранят. Хочется отогнуть уголок свернувшегося листа, чтобы дочитать фразу до конца, ослабить натяжение тесьмы и развязать бантик на пачке писем, взять записку, чтобы рассмотреть быстрый почерк и разобрать слова любви... В эту минуту, возможно,вы вспомните что-то своё,секретное, а ножницы красноречиво предупреждают,что никто не знает своей судьбы...Ведь жизнь может быть случайно прервана, это также легко, как перерезать нить с жемчугом или бусами из стекла... А я представляю Анубиса с ножницами,стоящего у тела человека- он связан с астральным телом и может перерезать нить жизни, если захочет.
Уникальное и неповторимое явление голландской живописи – вещественный мир воспевается и делается главным героем картин художников. Существовали обманки мужские и женские- это видно по предметам помещённым в неё. Наличие в обманке таких деталей как- камеи, бусы, письма с бантиками, крючки для вязания, заколки  и шикарные гребни дают понять, что это женский вариант.
В самом жанре есть подвох-"разоблачение всяческой магии"- картина показывает нам как искусство обманывает нас.
     Можно считать, что это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства, ну и ещё, наверное, гризайль- где вас тоже пытаются ввести в заблуждение: потолок расписывают под лепнину рельефы, барельефы, горельефы и скульптуру. Вы воспринимаете это как декор интерьера или мебели, а на самом деле это такая техника в живописи -одним цветом, в основном  цвета сепия или серый. Слово происходит от франц.  gris  - серый.
    Она была очень популярна в Средние века. Много её можно встретить в Испании. Это родные жанры...и своеобразная провокация, которая подстёгивает наше эстетическое воображение, рождает новые образы, вы пытаетесь прочесть послание художника, которое он отправил в вечность...давным давно и пускаемся в путешествие...
Это жанр, где грань стирается между миром реальности и миром иллюзий. А мы с удовольствием слышим слова А.С Пушкина:
                «Ах, обмануть меня не трудно!..
                Я сам обманываться рад!»
                А. Пушкин «Признание»

29.07.2017
 
 


Рецензии