Агапэ...
Этой весьма интригующей темы:
Непродуктивный подход медицины
К любви заложил сокровенной...
Им разграничен был «эрос» с «агАпэ»...
АгАпэ — какое звучание сочное!
По Фрейду, однако, ни капли не сладкое:
Любовь бескорыстная и беспорочная...
АгАпэ — сродни... то ли чувству святому,
Что христиане питают к Спасителю,
То ль подзабытой, но всеми знакомой,
Младенческой тяге... к родителю...
Позже, на место поставлены вещи:
Фрейд в сантиметрах дал маху немножко...
Затронуты случаем каждым, конечно,
Участки различные нашего мозга...
Наука, увы, подзапуталась снова...
Сложно любовь постигать, как явление...
Так как вмещаем в одно то же слово
Много различных, по смыслу, значений...
АгАпэ, ты — страсть! Отношенье без близости!
Поэтов и тех... повергаешь в отчаянье!
Неодолимое! Как тебя вынести?
Влеченье шальное... к предмету желания...
Свидетельство о публикации №117072900305
Уже с первых строк автор вводит Фрейда как символ попытки рационализировать то, что по своей сути иррационально:
«Фрейд, безусловно, не мог пройти мимо...
Этой весьма интригующей темы...»
Но попытка психоанализа «разложить по полочкам» священные или высшие формы любви оказывается ограниченной и «непродуктивной». Особенно выразительно поэт противопоставляет «эрос» и «агапэ» не только по содержанию, но даже по звучанию:
«АгАпэ — какое звучание сочное!
По Фрейду, однако, ни капли не сладкое...»
Это столкновение чувства и анализа, звучания и смысла, лежит в самом центре текста. Автор поэтично и с лёгкой иронией переходит от богословской трактовки к нейрофизиологическим («участки различные нашего мозга»), чтобы затем вернуться к экзистенциальному тупику:
«АгАпэ, ты — страсть! Отношенье без близости!»
Последняя строфа — кульминация противоречия. Любовь без обладания, жажда без утоления, страсть, лишённая физического выхода, — всё это делает агапэ источником величайшего духовного напряжения. В этом — трагическая и одновременно очищающая сила такого чувства.
Вывод:
Стихотворение — поэтический трактат, заключённый в форму личного измышления, где пересекаются теология, психоанализ, лингвистика и душевный опыт. Оно обнажает сложность и многомерность любви как феномена, которую наука стремится объяснить, но только поэзия способна выразить в полноте.
Руби Штейн 26.07.2025 23:14 Заявить о нарушении