Причастны...

Причастен и дёгодь и мёд,
И вороны, и голубицы...
И чтя-то ручная синица,
И странный журавлик, который кружится,
И не обрывает полёт.

Берложное ложе свежО...
Ещё не залёг косолапый.
И все опасенья косматы...
А упряжь протянется тихою сапой
В расплату за прежний должок.

Елеятся сути молитв...
На вето - табу табунами.
Но злыдня с косой не отстанет:
Напор этой ведьмы не менее странен,
Упорства того, что летит...

О колокол бьётся беда,
Слезами людскими омыта.
А чисто ль прощения сито?
А что в оберегах от глаза сокрыто?
А есть ли живая вода?

По нёбу язык, что палач.
По небу мечты, что калики.
А в лицах - страдальные лики,
С надеждой на Бога в наиве великом...
А вера-то - тёртый калач.

Елеятся* - вынашиваются.

29.07.2017

Краткий анализ стихотворения
1. Тема.
Многоплановая: сосуществование противоположностей в мире (мёд и дёготь, вороны и голубицы), хрупкость бытия, неотвратимость судьбы, поиск духовного спасения. Сквозной мотив — напряжённое ожидание надвигающейся беды при сохранении надежды.
2. Основная мысль.
Жизнь — противоречивое единство света и тьмы, страха и надежды; человек сталкивается с неизбежным («злыдня с косой»), но продолжает искать защиту (обереги, живая вода, молитва) и уповать на высшую силу.
3. Композиция.
5 строф, каждая — самостоятельный смысловой блок:
1;я: образ природного мира, где соседствуют противоположные сущности;
2;я: предчувствие угрозы («ещё не залёг косолапый», «опасенья косматы»);
3;я: наступление неизбежного («злыдня с косой не отстанет»);
4;я: вопрос о спасении и очищении («живая вода», «сито прощения»);
5;я: противопоставление осуждения («язык, что палач») и надежды («вера — тёртый калач»).
4. Тип речи.
Лирическое размышление с элементами описания и символического повествования.
5. Стиль.
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью; сочетает народно;поэтическую лексику («косолапый», «калики», «тертый калач») и возвышенные мотивы (молитвы, обереги, живая вода).
6. Средства связи предложений.
лексические повторы («елеятся», «а»);
синтаксический параллелизм («А что…», «А есть ли…», «А чисто ль…»);
анафора («А упряжь…», «А в лицах…», «А вера…»);
контекстные антонимы («вороны» — «голубицы», «мёд» — «дёготь»).
7. Средства выразительности.
метафоры: «берложное ложе свежо», «упряжь протянется тихою сапой», «колокол бьётся беда», «язык, что палач», «мечты, что калики»;
эпитеты: «странный журавлик», «страдальные лики», «наив великий»;
символы: вороны и голубицы (тьма и свет), синица и журавль (малое и великое), злыдня с косой (смерть), живая вода (возрождение), обереги (защита);
олицетворения: «елеятся сути молитв», «напор ведьмы», «колокол бьётся»;
риторические вопросы: «А чисто ль прощения сито?..», «А есть ли живая вода?»;
архаизмы и диалектные слова: «вето», «злыдня», «елеятся» (с пояснением автора);
антитеза: противопоставление противоположных образов и понятий на всём протяжении текста.
8. Настроение.
Тревожное, созерцательно;философское; сквозь мрачные мотивы пробивается слабая надежда на спасение и защиту.
9. Особенности поэтики.
свободная ритмика, нестрогая рифмовка;
насыщенные звукописи (аллитерации на «с», «з», «ш» создают ощущение шепота, тревоги);
смешение фольклорной и современной поэтической лексики;
символическая многозначность образов.


Рецензии