Бес
В отображенье, где сгущался мрак,
Тогда в стеклянной мгле, из зазеркалья,
Одетый в образ мой являлся враг.
И вот в себя смотрю я виновато:
В душе тоска нашла грядою туч.
…О, в поздний час угасшего заката,
Мой верный недруг, я молю: не мучь!
Но он в стекле мерцал, как гнусный идол,
Как лжи несносной ревностный оскал.
Любовный вздох он люто ненавидел
И с чувством тонким нежность порицал.
Он презирал упорно миг надежды
И воспевал обманчивость в мечте.
Я слышал, как слетало с уст невежды
Проклятия душевной чистоте.
Стоял и зрил мой антипод жестокий:
То пламенел, то гас недобрый взгляд;
Соблазном липким к жертве одинокой
Стекал с зеркальной глади страшный яд.
Он то манил в глубины наслаждений,
Скрывая лож наивностью дыша,
То мир сулил, где нет предрассуждений,
Там, где вольна безумная душа.
И искус сладкогласный в отраженье
Мертвил из зазеркалья всё и вся:
– Я истина!.. Ты сон, …воображенье
Стыдливости – …моё второе я.
Свидетельство о публикации №117072807629
Однако, раздумывая над образом, предложенным поэтом, стала вспоминать, что знала людей, которые иной раз вели себя как... оборотни. Хороший человек вдруг поступал вопреки самому себе, враз разрушая то, чем должен был бы дорожить. Как будто в нём таился другой, враждебный ему. Так что это стихотворение говорит о совершенно реальных вещах.
Бес - это ведь не имя и даже не существительное, это приставка: БЕСплотный, БЕСсильный, БЕСсмысленный дух. НЕжить. В Божьем мире может действовать только через человека, пользуясь нетвёрдостью его собственного духа, точно также, как вирусы пользуются ослабшим иммунитетом. Человек может поколебаться, усомниться в правильности своих ценностных установок, а Бесы тут как тут, рядом - в окружающем мире людей. Совсем как вирусы. Как только Бес обнаруживает колеблющегося, ослабшего, тут же активизируется. Вот именно так, как говорится в этом стихотворении:
"Любовный вздох он люто ненавидел
И с чувством тонким нежность порицал.
Он презирал упорно миг надежды
И воспевал обманчивость в мечте.
Я слышал, как слетало с уст невежды
Проклятия душевной чистоте".
Можно только подивиться прозорливости автора и его умению показать невидимое. Браво!
Галина Бор 08.11.2025 02:26 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Галина, за интереснейшее изыскание в поисках сути!
С уважением и поклоном.
Юлий Элин 10.11.2025 10:22 Заявить о нарушении
Основным учением, помогающим человеку в борьбе со своими страстями была и остаётся Аскетика – учение восточного монашества. Один из Отцов Церкви отмечал, что вопрос о добре и зле не имеет однозначного ответа: «Ничто не является злым по природе, но лишь по способу употребления становится злым злое» (Василий Великий).
В современной науке этими вопросами занимается одно из направлений философии – Аксиология, наука о ценностях. Есть и Христианская аксиология. В этой области написано множество трудов, разработаны разные концепции. Лично мне наиболее понятной и работающей представляется концепция «Иерархии ценностей», которая помогает разобраться в проблемах выбора между добром и злом. Основные проблемы возникают здесь при нарушении иерархии ценностей, перемене местами целей и средств.
Если Вы, уважаемый Юлий, интересуетесь поиском оснований для нравственного выбора, то я бы порекомендовала Вам познакомиться с работой представителя христианской аксиологии С. А. Левицкого, если ещё не знакомы. Ниже даю на неё ссылку. Если нет времени на весь текст, то стоит посмотреть последние Главы - 12 и 13. Для Вашего ознакомления приведу несколько цитат из них.
Глава 12. Иерархия ценностей и персоналистская этика:
«…сила и высота ценностей отнюдь не совпадают. Более того, они связаны друг с другом по закону «обратного соотношения». Высота ценностей, как правило, обратно пропорциональна их силе, что и является главным источником нравственных конфликтов»219 (См.: Шелер М. Избранные произведения. М, 1994, с. 323–328.).
12.7. Об иерархии ценностей. Заключение:
«…в объективной иерархии ценностей высшее место занимают ценности религиозные, основывающиеся на верховной абсолютной ценности абсолютной полноты бытия – Боге и Его Царствии».
13.6. Иерархия целей и средств:
«Взаимоотношение между целями и средствами – один из насущнейших вопросов этики… Существует объективная иерархия целей, ибо цели суть не что иное, как те ценности, которые могут стать предметом воли, которые воля стремится реализовать в бытии. …И здесь можно наметить две основные формы искажения идеальной иерархии целей и средств:
1) абсолютизацию средств, подмену цели средством, – «гетерогонию целей» и
2) абсолютизацию цели, что позволяет действовать по принципу «цель оправдывает средства»
Однако, использование низких средств по принципу «цель оправдывает средства» дискредитирует саму цель… Человек, идущий на низкие дела ради высокой цели, сам становится морально низким». (13.6. Иерархия целей и средств).
Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». «Посев», 1946. Эл. ресурс: Азбука.ру: Часть III. Аксиология, Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» - С.А. Левицкий | часть 3 из 3
С уважением и пожеланием всего доброго.
Галина Бор 10.11.2025 20:02 Заявить о нарушении