Кем ни рядись...
Дури степь полна...
А в палатах ум кочевряжится.
Поспевай вина
К предсказаньям сна,
А не то оплата отважится.
Насквозило бед
Через сито лет,
Да легло на душу оскоминой.
Тяжко напросвет,
А причины нет
Подыскать спасенья соломину.
Бесова пята
Божьей не чета...
А ведь моет подобострастие.
Истина проста,
Да не всем в уста
Попадает бесовой властию.
Упырём в сердца
Злато от тельца...
Кровь жидка... а хочется многого.
Кем ты ни рядись,
Всё откроет жизнь:
Бесу - бесово, Богу - Богово.
28.07.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема — противоречивость человеческого бытия, борьба духовного и материального, неизбежность расплаты за выбор пути.
Основная мысль — жизнь раскрывает истинную сущность человека («Кем ты ни рядись, / Всё откроет жизнь»), а нравственный выбор определяет судьбу: каждому воздаётся по его устремлениям («Бесу — бесово, Богу — Богово»).
Композиция — 8 строф (четверостиший), выстроенных как череда контрастных образов и афористических выводов. Структура кольцевая: от образов природной стихии («Белена вольна… Дури степь полна…») — к финальному нравственному итогу.
Тип речи — рассуждение с элементами описания (образные зарисовки) и повествования (динамика событий: «насквозило бед», «легло на душу»).
Стиль речи — художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, архаичными и просторечными элементами («кочевряжится», «оскомина», «рядись»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («бесова», «Богово»);
синтаксический параллелизм («Бесова пята / Божьей не чета…», «Истина проста…», «Упырём в сердца…»);
антонимические пары («Бесу — бесово, Богу — Богово»);
риторические конструкции и инверсии.
Средства выразительности:
метафоры («насквозило бед через сито лет», «упырём в сердца злато от тельца»);
олицетворения («ум кочевряжится», «моет подобострастие»);
антитезы («Бесова пята / Божьей не чета», «Бесу — бесово, Богу — Богово»);
архаизмы и просторечия («кочевряжится», «оскомина», «рядись») — создают фольклорно;сказовый тон;
символика (белена — яд/искушение; сито лет — фильтрация времени; упырь — зло; злато от тельца — соблазн богатства);
эпитеты («тяжко напросвет», «бесова власть»);
аллитерация и ассонанс усиливают мрачно;заговорную интонацию (звуки «с», «з», «ш»).
Общий тон — тревожный, пророческо;назидательный; лексика и образы тяготеют к народной демонологии и библейской символике.
Свидетельство о публикации №117072804940