Свадьба
Нынче мне не спалось, хоть и канул во мрак.
Тени вроде не те,
Да и свет не такой.
Я погряз в маете,
У судьбы под рукой.
А сосватай ты мне, Чаровниц-Луна
Тайну свето-теней Царства вещего сна.
Серебрись, колыхай
Гладь полночной реки.
Только душу не кай...
Слишком мысли ловкИ.
Ни столпится вокруг свора ушлых зевак,
Где не найденный друг, и неузнанный враг.
Только в том ли беда,
Коли буду любим
Той, которой звезда
Не горит над другим...
Мать-вода станет тропкой к венчанию душ...
За прибрежную сопку запрячется глушь.
В чёрно-белом твоём
Станет пеплом закат.
Буду с тайной вдвоём
Я безлюдию рад
27.07.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема:
внутренний мир лирического героя, переживающего бессонницу и погружённого в раздумья о любви, судьбе и таинстве сна. Сквозной образ — диалог с Луной как проводником в мир сокровенных смыслов.
2. Основная мысль:
в состоянии бессонницы герой ищет утешения и откровения в ночном мире, обращаясь к Луне как к посреднице между реальностью и миром снов. Он жаждет любви и душевного единения, находя красоту и смысл в пограничном состоянии между явью и сном.
3. Композиция:
4 строфы с неравномерным количеством строк (5–6–6–5).
1;я строфа: описание бессонницы, тревожного состояния, ощущения чуждости окружающего.
2;я строфа: обращение к Луне с просьбой даровать тайну сна; мотив колыбельной, но с тревожной нотой («Только душу не кай…»).
3;я строфа: размышления о дружбе, вражде, любви; надежда на взаимность.
4;я строфа: образ «венчания душ», примирения с одиночеством и принятием тайны.
4. Тип речи:
лирическое рассуждение с элементами повествования и обращения.
5. Стиль речи:
художественный (поэтический), с чертами романтической и символистической лирики.
6. Средства связи:
лексические повторы («тень», «свет», «душа», «тайна»);
анафора («Я…», «Только…»);
синтаксический параллелизм;
ассоциативные образы (Луна, вода, закат);
риторические обращения («Чаровниц-Луна»).
7. Средства выразительности:
метафоры: «погряз в маете», «мать;вода станет тропкой», «чёрно;белом твоём станет пеплом закат»;
эпитеты: «бессонный гость», «ушлых зевак», «вещий сон», «полночной реки»;
олицетворение: Луна как собеседница, «мать;вода»;
символика: Луна (тайна, ночь, интуиция), вода (путь, преображение), закат (завершение, трансформация);
архаизмы/поэтизмы: «канул», «маета», «венчание душ»;
инверсия: «Тени вроде не те», «Серебрись, колыхай»;
антитеза: «друг»;–;«враг», «свет»;–;«тень», «любим»;–;«не горит над другим»;
ассонанс и аллитерация: повторяющиеся звуки «л», «н», «с» создают ощущение ночной зыбкости и шепота.
Итог:
Стихотворение передаёт состояние лирического героя на грани сна и яви, где ночь становится пространством поиска смысла, любви и примирения с одиночеством. Образная система построена на контрастах света и тени, реальности и сновидения, а Луна выступает как мистический посредник между мирами.
Свидетельство о публикации №117072706193