Вопреки

Бесьи ли происки сединой в бороду
Просятся?
Или дурь забродила смолоду,
Да увязла в рассветных росицах?
У полесий давненько не топтаны травы...
Странным выглядит то, что считается здравым
Ветошь величия
На душу кличут
Силы опричные:
"Эй, закадычные!
Ломай заковычины!
Смута окликана -
Доля намыкана
Тратой великою.
Годы бежали да падали...
Птицами где, а где гадами.
Скоплено груза заплечного,
Нынче бояться уж нечего.
Слишком богат опасеньями -
Вся спина исполосована...
А глазам солоно...
От прозрения
Взглядами на истину шикали...
А она видна, хоть глаз выколи.

Светом ли тьмою напитан до одури
Грешный я?
Или духом опух от голода,
Да запутался в кознях лешего?
Кровь горячая стынет под камушком веры...
Не последний такой я на свете... не первый.
Плеть велеречия
Души калечит.
Кланяться нечему...
Вылечить нечего...
И черти уж крещены.
Смута великая -
Долей окликана,
Болью намыкана.
Сколько болот перетоптано?
А со мной всё моё - вот оно:
Выстраданное, прощёное,
Жизнью земною клеймёное.
Слишком богат опасеньями -
Вся спина исполосована...
А глазам солоно...
От прозрения
Все века на истину шикали...
А она видна, хоть глаз выколи.


26.07.2017

Краткий анализ текста
Тема. Внутренний кризис лирического героя, осмысление жизненного пути, поиск истины на фоне смутных, противоречивых переживаний.
Основная мысль. Жизнь — череда испытаний, ошибок и прозрений; несмотря на боль, утраты и «смуту», истина остаётся очевидной, а личный опыт («выстраданное, прощённое») — единственно подлинной ценностью.
Композиция.
Вступление (первые 6 строк) — вопрошание о природе внутренней смуты.
Основная часть (следующие 20 строк) — образный ряд: метафоры груза, боли, прозрения, противостояния «ветхости» и истины.
Заключение (последние 8 строк) — утверждение ценности личного опыта как итога пути.
Повторяющиеся строки («Слишком богат опасеньями…», «А она видна, хоть глаз выколи») создают рефренную структуру, усиливая мотив неизбежности прозрения.
Тип речи. Рассуждение с элементами повествования (рефлексия о прожитом) и описания (образность пейзажа и состояний).
Стиль речи. Художественный, с чертами поэтической речи:
архаизмы («ветхость величия», «опричные силы»);
разговорные обороты («ломай заковычины»);
метафоричность («кровь горячая стынет под камушком веры»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («смута», «прозрение», «опасенья»);
анафоры («Слишком богат…», «А она видна…»);
синтаксический параллелизм («Выстраданное, прощёное…»);
местоимения и контекстные синонимы («она» — истина, «всё моё» — опыт).
Средства выразительности:
метафоры: «ветхость величия», «плеть велеречия», «груз заплечный»;
олицетворения: «годы бежали да падали», «кровь стынет»;
антитезы: «свет ли тьмою», «грешный… или духом опух»;
эпитеты: «рассветные росицы», «великая смута»;
гипербола: «хоть глаз выколи»;
ассонанс и аллитерация (повторение звуков «с», «ш», «з» для создания ощущения тревоги).
Итог. Текст представляет собой лирико;философское размышление о цене жизненного опыта. Через сложную образность и ритмическую организацию автор передаёт конфликт между внешней «смутой» и внутренней истиной, подчёркивая, что подлинная ценность — в пережитом и осознанном.


Рецензии
Ого! Верю, честное слово! Сам на себе чувствую.
Спасибо, Ольга!
А с чертями крещёнными - это круто))))

Иосиф Каплун   29.07.2017 22:00     Заявить о нарушении
"А глазам солоно"

Иосиф Каплун   29.07.2017 22:00   Заявить о нарушении