Тикают в небе ходики...

Хочешь тулуп да валенки?
Хочешь  красный кушак?
Ты ведь давно не маленькая,
Моя душа.
Выйдем  во поле чистое,
Выйдем  чуть свет.
Месяц начищенным приставом
Высветит след.
Тикают в небе ходики,
Вьётся  верста.
Знаешь как быть юродивой
Ради Христа...


Рецензии
ВОЛНУЮЩАЯ ДУШУ ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

(О творчестве Татьяны Романовой-Настиной)
Из всех поэтов эпохи кромешной третьей русской Смуты 90-х и «нулевых» годов следует особо отметить Татьяну Романову-Настину (Яковлеву), автора замечательной поэтической книги «Между вчера и завтра», а также создателя множества любовных и глубоких философских стихотворений, ставших в её исполнении балладами, песнями и романсами. Она принадлежит к тому поколению советских людей, чья молодость и зрелость пришлась на кромешную третью русскую Смуту 90-х годов, с её двумя чеченскими войнами, криминально-сексуальной революцией, немыслимым разгулом преступности, детской проституцией, наркоторговлей и работорговлей. Эхо этого Смутного времени конца XX века отразилось в лирике Романовой-Настиной в виде стихотворных зыбких, размытых, тревожных, эмоциональных состояний, характерных для «оптимистических трагедий» позднего социалистического реализма. По своему возрасту и по гражданской зрелости Татьяна Романова-Настина в то время являлась как бы старшей сестрой тех мальчиков-солдат, ровесницей тех молодых офицеров, псковских десантников, которые погибали и попадали в рабство во время тех двух позорных войн в мятежной Чечне. Трагедия трёх поколений советских людей не могла не затронуть чувствительных струн женской души, жертвенного сердца молодой матери. Она из тех матерей, кто не побоялся в токсичном чаду и угаре Смутного времени на краю суровой ойкумены в белой ночи бытия, рожать, растить и воспитывать здоровых детей. Что скрывать, время смут, революций и гражданских войн – совсем не то, что нужно для появления на свет нового здорового поколения.. Поэт и исполнительница своих песен Татьяна Яковлева – мать двоих вполне здоровых и нормальных детей, – Романа и Насти, – от их имён возник и её псевдоним – Романова-Настина. Она, как и миллионы русских женщин, стойко перенесла своё хождение по мукам среди развалин прежней советской жизни, сумела сохранить себя и свою душу в болоте торжествующего зла, лжи, обмана и насилия, не опустилась, не спилась и не сошла с ума.
У поэта и матери Татьяны Яковлевой много глубоко проникновенных стихов и песен о Матери-Жизнедарительнице, о Жене и земной женщине как таковой, и о «Жене Небесной, облачённой в Солнце» (Владимир Соловьёв).
Мать в каждом из нас навсегда с самого начала до конца Мать – цель сама в себе, Её любовь никогда не перестаёт, даже тогда, когда всё превращается в прах.
Мать – Имя существительное, как Хлеб и Свет. Материнская любовь сильнее страха смерти. И не хлебом единым жив человек. В насилии зачинается новая жизнь, в насилии она прекращается. Под угрозой смерти отнимается у слабых и беззащитных людей хлеб, а с ним и жизнь. Но любовь сильнее страха. И крепче смерти. Мать способна защитить своего младенчика ценою жизни. Она способна спасти мир от гибели своей жертвенной любовью, без которой жизнь ужасна и омерзительна. Любовь матери непостижима и необъяснима, она почти безумна. Её безумие священно. Это она на Памятнике солдатской матери в Петрозаводске закрывает своим тонким плащом-дождевиком своих двоих детей от ракетно-ядерного удара и установки залпового огня «Град».
Это мама закрепляет в нас свою спасительную бытийно-историческую память, с её созидательным прошлым и вдохновенным и всепобеждающим и спасительным материнским Словом. Нет, не генетическая память с её шифром-кодом людоеда и насильника, а только живительная Память Матери способна вывести всех нас из социальной спячки, из ада напрасной беготни и суеты. Только с благословения отцов и матерей сумеем мы открыть засовы глухо запертых дверей, открыть врата для своих душ и вырваться на волю из этой скотобойни, не стать проклятыми и убитыми. Спасенье наше в вещем Слове:

Молчаньем матерей, стенаньем вдовьим,
Извечным светом вдоль волны высокой,
Прозреньем тайны образа Младенца
Огнём, любовью схваченного сердца,
Изобличеньем суеты крамольной,
Разящей правдой выси колокольной,
Молитвы всеобъемлющей отрадой,
В веках нетленной нитью Ариадны…
И пусть признает мир без отрицанья:
Спасенье в Слове!
(«И пусть я стану Демоном твоим»)
Мать – Имя существительное, как Хлеб и Свет. Она дороже Золота и Хлеба. Без Матери нет ничего во всей вселенной – ни тьмы, ни света, ни самой малой хлебной крошки.

Способность Татьяны Яковлевой любить всё живое на планете и сострадать ему, сопереживать, приходить на помощь и спасать погибающий «мыслящий тростник» делом и словом, ставит творчество Романовой-Настиной в ряд литературы, наследующей гуманистические традиции русской классики. Татьяна Романова-Настина - автор множества ярких, оригинальных, насыщенных философскими раздумьями песен и стихотворений.
Тема драматизма обыденной жизни и высшего предназначения человека, обозначенная в них, является естественным продолжением неразрешимой темы жертвенной любви в творчестве таких сложных женских натур, как Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Ирина Одоевцева (урождённая Ираида Гейнике), с их глубокой метафизикой и философией, с особой «арифметикой и грамматикой любви».
Природа ничего не оставляет нам для высоких горних сантиментов, она даже в мелочах заставляет нас ловить себя на вульгарном реализме в жалких попытках вернуть себе звёзды и небо за сытным обедом и в тёплой постели, ибо
Всё предначертано свыше, мы - только творенье,
Тело земли для Того, Кто из всех геометрий
Круг предпочёл, отрицая свободу как средство
Для утонченья души многословье коварно,
Разве сравнится оно с обнажённостью мысли…

Человеческая природа и трагическое понимание единства животного и возвышенного в человеке вынуждает нас слепо действовать в соответствии с генетическим шифром (кодом) пещерного доминантного самца и людоеда. Весьма сложно жить при скотобойне, видя кровь, каждый миг ловить себя на вульгарном реализме, и писать при этом стихи о соловьином, райском саде. Надо иметь особую силу мысли и особую духовную энергию, чтобы преодолеть внутри себя это трагическое извечное противостояние духа и плоти. Слава Богу, что есть в этом мире нечто, что выше хлеба, а именно человеческая духовная энергия – это в ней заключены все богатства и сокровища мира, это от неё зависят победы и поражения любви, сила и бессилие зла. Об этом самом в задушевном и напевном ритме повествует нам любовная и философская лирика поэта Татьяны Яковлевой, матери Романа и Насти.
Рано опускать руки и падать духом, рано отдавать себя на растерзание всем демонам и бесам. И никогда не поздно попросить прощения у тех, перед кем тебе всегда было стыдно. Никогда не поздно разжать кулаки, расслабиться и улыбнуться, стать хоть немного человечным, измениться к лучшему – и преобразиться»

Пока ещё есть у кого
Молить о прощении,
Пока ещё есть перед кем
Неотступно стыдиться-
Выпрямиться бы, как подобает,
Преобразиться,
И, превратив кулаки в ладони,
Под перезвон голубого ситца,
Под колокольный сиреневый звон, -
Отпустить долгожданную
Белую птицу
К ней на балкон.
(«Посвящение блокаднице Татьяне Федоровне»)
Тревожное ожидание любви и девичьи мечты о прекрасном принце Пекопене, сумеречное, тяжёлое томление плоти любовный бред, фантазии и миражи героини, фата-моргана пошлой нашей повседневности в ядовитых миазмах третьей русской Смуты – всё, всё как в честном зеркале отражено в стихах поэта.
Череда потерь и обретений, очарований и разочарований во многих людях и в самой себе, принявшей на себя свинцовую меру боли, страха, искушений и страданий не по своим грехам и заблуждениям, – всё сполна, как на документальной ленте, отразилось в песнях и стихах Романовой-Настиной.
Зоркий женский глаз и пытливый ум, сдержанное чувство и латентная неистовая чувственность, острое мировидение и глубокое миропонимание Татьяны Романовой-Настиной всегда находится в движении, всегда в развитии, в непрерывном процессе самопознания и совершенства.
Глубоко прочувствованная и пережитая любовная и философская лирика нашей современницы, женщины творческой и свободной духом, гармонично дополняет традиции русских религиозных мыслителей и философов, выдающихся деятелей русской литературы «серебряного века» Константина Бальмонта, Николая Бердяева, Зинаиды Гиппиус, Ивана Ильина, Василия Розанова, Пётра Успенского, Семёна Франка.
Всё отложилось и улеглось в нашей несколько деформированной подспудной памяти на пути своём к всеобщей расплате, воздаянию, возмездию и к всеобщему спасению. У всех у нас одна Черная дорога, ведущая за горизонт событий к новому рассвету. У всех нас, у всех без исключения, героев и предателей, праведников и негодяев, святых и грешников, есть свой шанс на спасение во тьме Мгновенной Вечности. Эту последнюю надежду перед смертью даёт всем нам очищающая и просветляющая наши души религиозная мистика и та небесная любовь, которая сильнее смерти и вытекающая из них «философия любви», и вечно живая легенда о культурном герое и демиурге, и та умело поставленная мировая педагогика учителей нравственности, наука о воспитании человека человеком.

Анатолий АПОСТОЛОВ, писатель, искатель истины

15.12.2020

Анатолий Апостолов   15.12.2020 08:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.