Человек гора и конец низового товарищества

Есть в русской истории свой патриарх народовластия, образ в основном позитивный, мученический и беспрецедентный это последний кошевой атаман Запорожской Сечи Пётр Иванович Калнышевский (1690—1803). Казаки его звали Калныш от литовского kalnas — гора. Он жил во времена быстрого расцвета и резкого упадка Новой Запорожской Сечи. В отличии от Гетманьщины вошедшей в состав России в 1654 году сечевики сохранили свою независимость и демократические порядки.
Есаул Пётр Иванович Калнышевский (1691 — 1803) принадлежал к заможним(богатым). В 1756 году казацкий кош назначил его войсковым судьёю, а через 9 лет избрал кошевым атаманом Запорожской Сечи, в этой должности Калныш продержался 10 лет, став последним кошевым. Многочисленные земляки и родственники, были опорой власти Калнышевского, против которого активно выступала беднейшая часть казачества. Но не только родичи, а сама личность атамана были источником его авторитета.
За счёт своих экономических способностей Калныш стал богатейшим среди сичевиков, он имел 16 000 голов скота, он заселял запорожские и свободные земли пахарями и защищал их от претензий русских помещиков, тем самым развивая экономику Сечи. В отличии от винницкого полковника Ивана Богуна (1618 — 1664), который сломал саблю на Переяславской раде в знак протеста против объединения с Россией. Калнышевский умел договариваться, по этому не раз ездил в столицу на переговоры, где всегда успешно решал земельные споры. Но умел и воевать. Во время российско-турецкой войны 1768–1774 годов награждён Золотой медалью с бриллиантами на Андреевской ленте и получил звание генерал-лейтенанта российской армии.
Сечь времён Калнышевского превратилась в большой базар. Одних лимонов испорченных и выброшенных в гавань, было столько, что их запах распространялся на весь город.
При внешнем процветании в Сечи происходили те же процессы расслоения изначально единого товарищества казаков на бедных и богатых.
Формально все казаки были равноправны, но, в действительности, это равноправие было только на словах. Вся власть сосредоточилась в руках заможних. Беднота по запорожски — сирома могла заработать только совершая набеги, часто вопреки запретам старшины или нанимаясь к зажиточным в батраки. Например, так как невод стоил до 100 рублей на рыбных промыслах, половина всего улова шла собственнику сетей, а вторая половина делилась между рабочими. Заработная плата была до 5 рублей в год на хозяйских кормах. Лошадь в то время стоила 10—20 рублей, корова от 5 рублей, рубаха 40 копеек, сапоги — 50 копеек.
До 7% казаков — подростки и старики работали только за еду. А еда в основном состояла из «саламахи» — каши из ржаной муки сваренной на квасе или на рыбной ухе.
Умножающееся богатство знатных и бедность сыромы, введение панских порядков и имитация выборов всё это раздражало простых сечевиков. В декабре 1768 года ночью они напали на дом Калныша намереваясь его убить. Атаман бежал. Сирома разграбила дома зажиточных.
А на следующий день кошевой вернулся со своими сторонниками и российскими солдатами, и расстрелял бунтовщиков картечью.
В архивах сохранились описи разграбленного сиромой имущества. Вот опись не занимавшего никакой должности заможнего казака: одна шуба, два тулупа, 4 кафтана, разное оружие и наличными деньгами 2.500 рублей крупной монетой, 75 червонцев и 12 руб. 88 копеек медной монетой.
Несмотря на социальное расслоение у запорожцев народ всё равно продолжал бежать на Сечь, потому, что в России было хуже. А здесь можно было свободно менять работодателя, разбогатеть во время набега, быть выбранными в старшины, организовать своё предприятие. И это привлекало новых беглецов..
Запорожье в середине 18 — го века было скорее не Малой Россией, а Малой европейской Америкой — страной мечты.
Сохранился документ о прибытии в Сечь в 1735 году пяти драгун на конях и с вооружением дезертировавших из Ревельского полка, когда правительство потребовало их выдать, Сечь их потеряла. Тоже самое происходило и с обычными крепостными. На Дон уже невозможно было бежать, а на Сечь всё еще можно. Находили здесь приют и гайдамаки с Правобережной Украины и участники пугачевского восстания 1773—1774 годов.
И вот в июне 1775 года русские войска, возвращаясь из Турции, окружили Сечь и предъявили запорожцам ультиматум или погибнуть в бою, или служить в российской армии, или разойтись, занявшись обычным трудом. Сечь окружило 100-тысячное царское войско. В том числе 13 донских казачьих полков.
И уже 84-летний кошевой атаман Запорожской Сечи, глядя на российские войска, готовые к обстрелу из тяжелых орудий, отдал шести тысячам запорожцев свой последний в жизни приказ: «Сложить оружие!».
Часть запорожцев образовала два «пикинерских» полка, а часть в основном беднота под видом ухода на рыбные промыслы, пробралась на турецкую территорию и осела, около Очакова, где собралось до 5000 человек. Турция, уступая давлению России, приказала беглецам перебраться в Румынию и основать около города Дунайца Задунайскую Сечь, разрешив запорожцам свободно промышлять и за это служить султану. Не пожелавшие из под Очакова идти за Дунай вернулись в Россию и вступили в новое «Черноморское казачье войско», объединившее около 17.000 казаков. В 1791 году черноморцы были переселены на устье Кубани и положили начало Кубанскому казачьему войску, существовавшему до 1917 года.
Пришедшие на Дунай запорожцы выгнали живших там казаков староверов — некрасовцев. И основали «Задунайскаую Сечь» просуществовавшую до 1828 года, когда во время очередной русско — турецкой войны она перешла на сторону России, где из неё было сформировано «Азовское казачье войско», влившееся потом в Кубанское. Оставшихся же в Турции задунайцев турки вырезали.

Почему славная Сечь была разрушена? Ответ простой в сечевиках видели источник проблем. Избыток своей энергии, не занятой никаким трудом, запорожцы направляли против поляков и турок, совершая набеги на их территории, вопреки запретам русского правительства. Это именно запорожцы разграбив город Голту спровоцировали войну России с Турцией в 1768 году.
К тому же самодержавию не нужен был этот уже изрядно подразложившейся оплот демократии.
Причём Сечь при Калныше росла и богатела, Не зря же его переизбирали не смотря на старческий возраст. Награждая Калныша Екатерина Вторая помнила о Мазепе, которого Пётр Первый тоже возвышал как мог.
Предательство Мазепы помнили и опасались его повторения. Мазепа очень подгадил своим соплеменникам в будущем. В столице так же не забыли, что запорожцы поддержали восстание Булавина на Дону. Вот и сейчас, когда на Урале вспыхнул пугачевский бунт многие запорожцы готовы были его поддержать. А постоянные их стычки с российскими помещиками, которым правительство за службу раздавало земли в Новороссии, еще больше убеждали императрицу в том, что вопрос с Сечью нужно решать радикально. Как только после поражения турок крымский хан принял российское подданство Екатерина Вторая поручила князю Потёмкину уничтожить Сечь. А её Кошевого атамана дабы лишить казаков сильного вождя бессрочно сослать на далёкие Соловки.

В документах о ликвидации Запорожской Сечи о вине Калнышевского говорилось: «за вероломное буйство и разграбление подданных». То есть за борьбу запорожцев с русскими помещиками за земли Новороссии.
В дальние монастыри сосланы были так же судья Павел Головатый в Тобольский и писарь Иван Глоба в Туруханский. Но, что бы умиротворить старшину казаков, активная её часть получила дополнительные участки земли и офицерские чины.

Есть много современных текстов, где описываются ужасы пребывания великого казацкого старца в соловецкой тюрьме, в которых он якобы сидел в тёмном и тесном подвале чуть ли не по колено в грязи и собственном дерьме, отбиваясь голыми руками от голодных крыс. Это не правда. Пётр Иванович не протянул бы в таких условиях 25 лет и не дожил бы до 112 лет.
Старец жил на Соловках как почётный узник на его содержание правительство выделяло по 1 рублю в день, а ведь простой соловецкий монах в те времена обходился казне всего в 75 копеек в месяц. Интересно, что в звании кошевого Калныш получал жалованья от войска всего 70 руб. в год, а в тюрьме 360.
Сам Калнышевский воспринимал своё заключение как монашество. Вел он себя смиренно и набожно, чем снискал уважения у всех монахов, и до конца жизни сохранил ясный ум и память.
Об уважении Калнышевского к Соловецкой обители свидетельствуют и его богатые подарки монастырю. В 1794 году он пожертвовал Спасо-Преображенскому собору серебренный напрестольный крест весом почти 14 килограммов, а в честь своего освобождения подарил монастырю Евангелие обделанное серебром с позолотой весом более 32 килограммов.

За 25 лет пребывания на Соловках Калныш ни разу не обратился ни к Екатерине, ни к ее наследникам с просьбой о помиловании. В 1801 году Александр Первый вспомнив о старце даровал ему свободу. Атаман ответил, что и «здесь оною (свободой) наслаждаюсь в полной мере». Пётр Иванович просил позволить ему «в сем блаженном уединении, к коему чрез двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я совершенно, в обители сей ожидать с спокойным духом приближающегося конца моей жизни».
Пётр Иванович прожил в монастыре еще два года, умер в 1803  и был похоронен рядом с Преображенским собором. Могила его не сохранилась, потому, что при Сталине на месте монастырского кладбища были разбиты огороды.
В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия, в Соловецком монастыре был освящен памятник последнему кошевому атаману Запорожской Сечи.
В 2014 году Батька Калныш канонизирован Украинской православной церковью Московского патриархата.

Молитва Святому Петру Калнышевскому
О, Петре всеславне, праведниче достоблаженный! Услыши моление нас, грешных, добродетельное твое житие похваляющих, ратныя подвиги чтущих и страдания почитающих! Теплым твоим предстательством умоли Господа, да простит наши согрешения вольная и невольная и очистит нас от всякия скверны плоти и духа! Молим тя, Петре терпеливодушный, испроси нам у Христа в вере и благочестии крепкое стояние, в скорбех благодушие, в напастех терпение, в искушениих крепость, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит чистоте и целомудрию. Ей, угодниче Божий, исходатайствуй молитвами твоими у Христа Бога по молитвам Его Пречистой Матери Отечеству нашему мир и благоустроение, всем же нам в правоверии, чистоте и целомудрии всегдашнее пребывание, избавление от козней диавольских и злобы человеческия, от суемудрых и душетленных учений; яко да и мы купно с тобою и всеми нашими святыми сродниками прославим Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


Рецензии