Когда ещё...

Весною, летом, осенью, зимой
Подмоги наша юность не просила...
Тянуло из любых сторон домой,
Где вместе были мы волшебной силой. 
Казалось далеко нам до седин
И дом не сможет обернуться клетью,
Когда еще всё было впереди...
Когда ещё не обижали дети.

Терялись междометия в словах
Нацеленных на точность объяснений
Роджающихся мыслей в головах,
Совсем не принимающих сомнений.
И было почему-то слаще спать,
И просыпаться слаще на рассвете,
Когда ещё спина держала стать...
Когда ещё не обижали дети.

Трудилось время с тиканьем часов
На благо обретеня единства
Сливавшихся с любовью голосов
В отцовских чаяньях и материнских.
И, помнится, навстречу издали
Мечты с азартом приносил нам ветер...
Когда ещё мы сами всё могли...
Когда ещё не обижали дети.


22.07.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема: ностальгия по ушедшей юности, тоска по безоблачному прошлому, когда жизнь казалась полной возможностей и гармонии.
Основная мысль: взросление сопряжено с утратой наивной радости и целостности мира; прошлое воспринимается как время, когда «всё было впереди» и не было боли от обид. Ключевая идея сконцентрирована в рефрене «Когда ещё не обижали дети».
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое размышление (синтез описания и рассуждения).
Композиция:
трёхчастная структура (3 строфы);
сквозной рефрен («Когда ещё не обижали дети»), объединяющий части и усиливающий мотив утраты;
кольцевая организация: начало и конец каждой строфы отсылают к времени («весною, летом, осенью, зимой»; «когда ещё…»), подчёркивая цикличность и необратимость времени.
Средства связи предложений:
лексические повторы («когда ещё», «дети»);
синонимические ряды («юность»;—;«седины», «дом»;—;«клеть»);
местоимения и местоименные наречия («где», «туда»);
синтаксический параллелизм (повторяющиеся конструкции с «когда ещё»).
Средства выразительности:
эпитеты: «волшебная сила», «звонкое пение» (подтекст), «слаще спать»;
метафоры: «дом обернётся клетью» (потеря свободы/радости), «трудилось время»;
олицетворение: «деревья просыпаются» (подтекст), «ветер приносил мечты»;
антитеза: юность;—;старость («далеко до седин»), свобода;—;неволя («дом»;—;«клеть»);
градация: нарастание чувства утраты через повторы рефрена;
символика времени: времена года («весною, летом, осенью, зимой»), часы, седины;—;маркеры необратимости взросления;
инверсия: «тянуло из любых сторон домой», «терялись междометия в словах»;—;усиливает мелодичность и акцент на ключевых образах.
Настроение: меланхоличное, ностальгическое, с оттенком светлой грусти. Лирический герой осмысляет утрату детской непосредственности и безоблачной веры в будущее.
Размер и рифма:
размер;—;преимущественно четырёхстопный ямб;
рифмовка;—;перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
ритм;—;плавный, напевный, поддерживающий медитативный тон.
Ключевые образы:
дом;—;символ безопасности и единства;
дети;—;образ невинности и неискушённости;
время (часы, сезоны);—;необратимость взросления;
ветер;—;носитель мечты и перемен.


Рецензии