Долго ли...
Дело доселе не сделано.
Чёрным не меньше замазано...
Не прибавляется белого.
Где вы, Великие кормчие
Века, плывущего к мудрости?
Долго вы праведных корчили,
А поделились-то скудостью
Мужа ли, брата ли, сына ли
Из подневолья бездолия
Выкликать, выплакать, вымолить
Не получается более.
Сколько всего наобещано...
Наврано тоже не менее.
Мужество тянется у женщине,
Словно прозревший к спасению.
Тратится горечь полынная
На лопуховые заросли...
А беспардонность алтынная
На обещания зарится.
Прошлое латано памятью,
Да перештопано враками...
Чем вы нас нынче отравите?
Мы день вчерашний оплакали...
Войны гуляют без устали...
Сколько ещё там, в регламенте?
Шрамов скопилось не густо ли
На человеческой памяти?
Родина... птаха невинная,
Чьё тебе нужно прощение?
Горечь проникла полынная
В кровь через вдох обречения.
Слышишь ли ты, мироздание:
Землю изрядно кобенили...
Долго ли ждать оправдания
Прошлого? Жить-то успеем ли?
21.07.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Кризис современности: разочарование в «великих кормчих» (лидерах, властях), накопление исторической боли, утрата веры в обещания и будущее. Сквозная метафора — нравственное и историческое «загрязнение» («чёрным не меньше замазано», «прошлого латано памятью,;/;Да перештопано враками»).
2. Основная мысль
Общество пережило много обмана и потерь («наврано», «шрамов скопилось», «войны гуляют»), но не видит реальных перемен. Лирический герой вопрошает о смысле прошлого и возможности будущего, обращаясь и к власти, и к мирозданию, и к Родине.
3. Композиция
Кольцевая структура с мотивами вопроса и горечи: начало («дело доселе не сделано») и конец («долго ли ждать оправдания прошлого?») создают ощущение незавершённости.
Три смысловых блока:
Разочарование в «великих кормчих» и их обещаниях.
Нарастание боли и усталости («горечь полынная», «шрамов скопилось»).
Обращение к Родине и мирозданию с вопросом о будущем.
Рефренные мотивы: горечь, обман, ожидание.
4. Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами обращения и плача (скорбная интонация, риторические вопросы).
5. Стиль
Художественный, с чертами публицистической лирики (острая социальная проблематика) и фольклорными отголосками («долго ли, коротко ль», архаизмы вроде «алтынная», «кобенили»).
6. Средства связи
Анафоры («Долго ли…», «Сколько…») — усиливают напевность и настойчивость вопроса.
Параллелизмы («Выкликать, выплакать, вымолить»; «Наобещано…;/;Наврано…») — подчёркивают повторяемость боли.
Местоимения и обращения («вы», «ты», «мы») — создают диалог с абстрактными силами (власть, мироздание, Родина).
Лексические повторы («горечь полынная», «шрамов», «обещаний») — усиливают мотив накопившейся боли.
7. Средства выразительности
Метафоры:
«чёрным не меньше замазано» (моральная грязь);
«прошлого латано памятью» (заштопанное, но хрупкое прошлое);
«горечь полынная в кровь через вдох обречения» (всепроникающая горечь).
Эпитеты: «беспардонность алтынная», «птаха невинная» — контраст наивности и цинизма.
Символы:
«полынь» — горечь, утрата;
«лопуховые заросли» — заброшенность, дикость;
«алтынная беспардонность» — дешёвый, мелочный цинизм.
Риторические вопросы («Чем вы нас нынче отравите?», «Жить-то успеем ли?») — подчёркивают безысходность.
Архаизмы и просторечия («корчили», «кобенили», «враки») — придают тексту народно-песенную интонацию.
Антитезы: «чёрным… не прибавляется белого»; «наобещано… наврано» — контраст обещаний и реальности.
Итог
Стихотворение — горький монолог о разочаровании в истории и власти, где лирический герой ищет оправдания прошлому и шанса на будущее. Тональность — траурно-обличительная, с элементами народной плачевой традиции.
Свидетельство о публикации №117072100659