Шедевры Русского музея Купчиха за чаем

                Такая цветовая
                Гамма,
                Что позавидует
                Матисс!..

                Причём, созвучные
                Друг другу,
                Цвета в ней
                Не пересеклись...

                И не смешались,
                В тоже время -
                Аккордам звуковым
                Сродни!..

                Как пламенеют!..

                Как искрятся!..

                Как фонтанируют
                Они!..
                16.04.2006.


                Рад за земляка,
                Который смог
                В полной мере
                Стать великим
                И прославиться!..

                Но при этом понимая,
                Что стоит
                За конечным результатом
                Тяжкий труд...

                И не удостаивает нас
                Даже взглядом
                Пышнотелая красавица...

                И мне чудится,
                Что от картины к нам
                Ароматы сладкие
                Плывут!..
                21.07.2017.


Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой, молодая женщина, пышная, белотелая, голубоглазая и русоволосая, чинно пьет чай из блюдца, сидя на балконе деревянного особняка. Перед ней богатый натюрморт: огромный, начищенный до блеска самовар, чайник с портретами, расшитое полотенце, сочный арбуз, фрукты и сласти. К ее сдобному плечу мурлыча ластится холеная кошка, непременная обитательница любого купеческого дома.

За воротами соседнего дома на балконе чаепитием занята купеческая семья. Справа за спиной купчихи видна площадь с булыжной мостовой, торговые ряды и колокольня храма. Солнечный день уже близится к вечеру, и по сине-зеленому небу плывут розовые облака.

Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Добивается он этого особой передачей пространства в картине, отсутствием постепенного перехода от переднего плана к дальнему. Этот композиционный прием концентрирует наше внимание на героине и подчеркивает значимость для нее происходящего: чаепитие – это некий ритуал, воплощение всего уклада ее жизни. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Художник использует здесь принципы народной картинки – лубка, изучая различные виды крестьянского искусства, и, творчески переосмысливая их, он создает свой яркий и незабываемый стиль.



«Купчи;ха за ча;ем» — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1918 году.

На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, но с женщиной в качестве главной героини полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса — Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Картина написана в 1918 году, после революции, уничтожившей купеческий мир старой России. Полотно было хорошо встречено и положительно оценено критиками и художниками, включая Константина Сомова, Георгия Лукомского, Михаила Нестерова. Работа побывала на нескольких экспозициях, в том числе за границей, а также на первой персональной выставке Кустодиева. В настоящее время картина находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.


Рецензии
честно - лубок не люблю, но написал о картине точно...

Плотникова Лена   29.07.2017 09:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.