О тех, кто под рукой

О ТЕХ, КТО ПОД РУКОЙ

Герберт Кит Честертон в своём эссе «Двенадцать человек» написал: «Когда нам требуется библиотечный каталог или неведомое созвездие, мы обращаемся к профессионалу. Но когда нужно сделать поистине серьёзный выбор, мы созываем двенадцать человек, оказавшихся под рукой. Если память мне не изменила, именно так поступил основатель христианства».

Удивительное и честное замечание английского журналиста ХХ столетия наводит на размышление и анализ, казалось бы, странной ситуации. У русских есть пословица: «Один в поле не воин». То есть, если талантливый полководец выйдет один против вражеского войска, его способности не помогут одержать победу... Но вот он, лидер, собрал для себя взвод солдат, которые поверили ему и согласились без возражений исполнять команды своего вождя – и шанс на победу становится реальным!

По сути, эти двенадцать человек стали для него дополнительными глазами, ушами, руками и ногами, помогая сделать то, что не может охватить один – в человеческом теле.

Да, Христос, будучи во плоти, использовал практические человеческие возможности. Неважно, с какой целью пришли к лидеру эти двенадцать человек, которые были рядом. Апостолы Христа не имели ни священнического сана, ни духовного образования. Иисус учил их законам Царства Небесного, а изначально они пришли под Его руководство, чтобы освободить Израиль от власти римлян.
Удалось ли Христу осуществить с помощью Апостолов Свою миссию на земле? Они же все предали Его, начиная от самого образованного, Иуды, и кончая самым простым, работягой Петром!

Но Иисус предрекал это предательство, опираясь на древние пророчества. Однако Он видел в Петре продолжателя своей миссии после покаяния Апостола.
Пётр собрал разбежавшихся братьев и предложил дополнить число оставшихся до двенадцати. Но на место Иуды был взят не случайный прохожий, который оказался рядом, а испытанный в служении верующий.
Итак, если человек хочет начать большое дело – он должен собрать команду, учитывая способность к послушанию в большей мере, чем профессионализм. Не мог Христос призвать на труд фарисеев – они были далеки от Него, хотя Он ходил в Храм.

Не потому ли и неустройство в команде, как только обнаруживается ещё один способный, но своевольный участник. Тогда возникает ситуация, при которой «оппонент» должен уйти и собрать свою группу, либо остаться одиночкой. Иначе он разрушит дело, для которого собрана команда.
Конечно, Честертон задаёт психологический вопрос в своём эссе, умалчивая об ответе. Поскольку можно поступить мудро, не собирая единомышленников – просто пойти за советом к профессионалу и разрешить свою проблему. Но твоя проблема – это эпизод только твоей жизни, а мы (обращаясь к цитате) собираемся сделать «поистине серьёзный выбор» – или начать дело всей своей жизни. Здесь без взвода помощников полководцу не обойтись!

Маяковский написал:

А если в партию сгрудились малые –
Сдайся, враг, замри и ляг!
Партия – рука миллионопалая,
Сжатая в один громящий кулак!

Пролетарский поэт, осознавая или нет, повторил формулу победы Лидера христианства.

Честертон верно заметил, что двенадцать избранных были «под рукой», то есть, рядом. Вот в чём преимущество безумного лидера! Его дело состоится, если рядом те, кто готов слушаться и учиться!

И может, в большом деле не сразу виден результат, порой кажется, что всё рушится, и команда разбегается... Но если уж, на примере первоапостольской церкви, мы наблюдаем подобную картину, хотя христианство ныне – самая многочисленная общность верующих, то кто мы, чтобы надеяться на быструю победу?
Будем обращаться к учителям за советом, но будем также и стремиться к серьёзному делу, собирая свою команду.


Рецензии