Сиротливое
Отдавать-то собой буду.
Свой надел на земле я выкосил...
Пусто жить... оттого худо.
Лихо долго по мне елозило...
Бес толкал под ребро часто.
С головой бы нырнуть мне в озеро,
Да иссохло оно... баста.
Копошится в душе мал-искорка...
Да огнём не зайтись крохе.
Этот мир для меня, что выставка,
Все никчемности - эпохи.
На коня любого есть блох стада...
А в церквях продают свечи....
Я так много уже навыстрадал,
Что страдать-то уже нечем.
Разве, выйду я жизни пасынком
В ночь, где стану волкам братом.
Для меня и осины пасока
В горьком вкусе не виновата.
Розги вымочены во времени,
А спина солона потом...
В затяжном сиротливом пении
Я на вой перешёл, что-то.
20.07.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема текста — экзистенциальное одиночество, внутренняя опустошённость и пережитая боль. Лирический герой осмысляет жизненный путь, наполненный страданиями и утратами.
Основная мысль — человек, исчерпавший силы в борьбе с судьбой, ощущает себя отчуждённым от мира; остаётся лишь горькое принятие реальности и призрачная надежда на проблеск света («мал;искорка»).
Композиция — стихотворение состоит из 16 строк, объединённых в единый поток сознания. Нет чёткого деления на строфы, что подчёркивает непрерывность душевной боли. Композиционно можно выделить:
вступление (первые 2 строки) — мотив долга и утраты;
центральную часть (3–14 строки) — перечисление испытаний и разочарований;
финал (15–16 строки) — образ перехода в иное состояние («на вой перешёл»).
Тип речи — лирическое рассуждение с элементами повествования (пересказ пережитого) и описания (образы природы, телесные ощущения).
Стиль речи — художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской. Присутствуют:
разговорные элементы («баста», «елозило»);
архаизмы и просторечия («пасока», «выкосил»);
метафоричность.
Средства связи предложений:
лексические повторы («страдать», «озеро», «вой»);
синтаксический параллелизм («С головой бы нырнуть…», «Разве, выйду…»);
анафоры и перечисления;
местоименная связь («я», «мне», «мой»).
Средства выразительности:
метафоры: «зиму взаймы выпросил», «мал;искорка в душе», «розги вымочены во времени»;
сравнения: «этот мир для меня, что выставка»;
олицетворения: «лихо елозило», «бес толкал под ребро»;
эпитеты: «сиротливое пение», «горький вкус»;
антитезы: «искорка» vs «не зайтись огнём», «выкосил надел» vs «пусто жить»;
символика: волк (одиночество и отчуждение), озеро (очищение, которого нет), свечи (тщетная надежда);
инверсия: «Копошится в душе мал;искорка…», «Да огнём не зайтись крохе»;
градация: нарастание отчаяния от первых строк к финалу;
архаизмы и диалектизмы: придают тексту фольклорную глубину и ощущение «народной» боли.
Общий тон — трагический, с нотами горькой иронии («А в церквях продают свечи…»). Стихотворение создаёт образ человека, прошедшего через испытания и оставшегося наедине с пустотой, но не утратившего последней искры жизни.
Свидетельство о публикации №117072007882