Раю не до нас...
Очередь кругами.
Кое-кто сквозь лаз
Тащится с тюками.
Кое-кто пройдёт,
Как всегда, по блату...
Мальчик на битьё
Будет виноватым.
Остальным надежд
Непочатый кокон,
Кара Божьих вежд
Для таких жестока.
Возле ветхих врат
Голодны собаки.
Коли беден брат,
То родством двоякий:
Вроде не чужой,
Но не слишком близкий...
Старший ли... меньшой...
Обойдётся миской.
Соскребая шиш
С донышка сусека
Похудела мышь...
Тут уж не до смеха.
Расплодилась тля...
Смотрит сверху небо:
Всходит конопля
В поле вместо хлеба.
Дырами корыт
Сыты все уруги...
Мором свет прикрыт
От любви услуги.
Страхов суета
Жизнь заполонила:
Выдох за уста
Тащит воли силу.
Жадность на пирах
Сплошь без чувства меры...
Верен жизни прах,
Да продажна вера.
Нищим на века,
На ухмылку сытым...
(Богу под бока
Чёртовым копытом),
Доля бедолаг
Выщерблена с краю...
Коли сир да наг,
Все надежды к раю.
21.07.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Социальное неравенство, несправедливость и тяготы жизни «простых» людей на фоне вседозволенности привилегированных слоёв. Мотив утраченной надежды и религиозного разочарования.
2. Основная мысль
Общество погружено в хаос, корысть и равнодушие; бедные обречены на страдания, а система поддерживает лишь «своих». Религиозные обещания рая не спасают от земной несправедливости — надежда остаётся лишь у лишённых всего.
3. Композиция
Кольцевая структура: начало («Раю не до нас…») и конец («Все надежды к раю») создают замкнутый круг безысходности.
Последовательное нарастание мрачных образов: от очереди и блата — к голоду, разрухе, мору и окончательной утрате веры.
Фрагментарность: короткие строфы с резкими переходами усиливают ощущение хаотичности жизни.
4. Тип речи
Смешение повествования (картины быта) и рассуждения (философские обобщения о судьбе, вере, жадности).
5. Стиль
Художественный с элементами публицистичности (острая социальная критика). Лексика сочетает:
разговорные и просторечные элементы («шиш», «уруги», «дырами корыт»);
архаизмы и книжные обороты («вежд», «сир да наг», «выщерблена»);
библейскую образность («Кара Божьих вежд», «Богу под бока»).
6. Средства связи
Анафоры («Кое;кто…», «Коли…») — подчёркивают повторяемость несправедливости.
Параллелизмы («Старший ли… меньшой…», «Нищим на века…») — создают ритм обречённости.
Антитезы: бедные vs сытые, вера vs продажность, рай vs земные муки.
7. Средства выразительности
Метафоры: «непочатый кокон» (иллюзия надежды), «мор свет прикрыт от любви услуги» (замещение добра злом).
Олицетворения: «весна проснулась» (в других контекстах), здесь — «страх заполонил жизнь».
Символы: конопля вместо хлеба (вырождение), собаки у врат (бездомность и отверженность).
Ирония: «Верен жизни прах, да продажна вера» — контраст между вечным и продажным.
Аллитерации и ассонансы («соскребая шиш с донышка сусека») — передают тяжесть труда.
8. Эмоциональная тональность
Мрачная, обличительная, с нотками горькой иронии. Ритм прерывистый, интонация — скорбная проповедь. Воздействие на читателя: чувство тревоги, сострадания и гнева против социальной несправедливости.
Итог
Стихотворение — социально-философский плач о разобщённости общества, где вера и надежда становятся утешением лишь для обездоленных, а система увековечивает страдание.
Свидетельство о публикации №117072010558