Вотчина...
Сажа из печи...
Что уж и чинить в этом печиве?
Будут калачи -
Чёрные грачи...
Отыскать при ночи и нечего.
Горе-каравай
Зельем заливай...
На авось надежда безбрежная.
Век за веком прочь.
День сменяет ночь
А нужда точь-в-точь будто прежняя.
Лишь старушка сныть
Проявляет прыть...
Где ни оглядишься, всё заросли.
А поля в пыли,
Словно бобыли
Не родят...им, вишь ли,воздалося...
За сорочью лесть,
Да за волчью спесь,
За притворство жадных болезными.
Оттого и весть
Расплескалась здесь,
Что места неладны окрестные.
Разве на постой
Встанет кто святой
Там, где печка сажей попорчена?
За святой водой
С кадкою пустой
Волочится бражная вотчина.
19.07.2017
Краткий анализ текста
Тема текста
Упадок, разорение, безысходность жизненного уклада; метафорическое изображение «больной» земли и обнищавшей общины.
Основная мысль
Жизнь движется по замкнутому кругу: время идёт («век за веком прочь»), но нужда и разруха остаются прежними; пороки людей (лесть, спесь, притворство) порождают неладное состояние мира.
Композиция
— Вступление (первые 4 строки): образ испорченной печи и несбыточных надежд («будут калачи…»).
— Основная часть (следующие 8 строк): фиксация неизменности нужды и запустения («нужда точь;в;точь будто прежняя», «поля в пыли»).
— Кульминация (8 строк о «сорочьей лести» и «волчьей спеси»): указание на причины бед — человеческие пороки.
— Заключение (последние 4 строки): риторический вопрос о возможности очищения и образ «бражной вотчины», тянущейся за святой водой, — горькая ирония.
Тип речи
Рассуждение с элементами описания: автор не просто изображает картину, но и выводит причинно;следственные связи (пороки ; неладное состояние мира).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Черты:
— архаизмы и диалектные формы («печеви», «вишь ли», «воздалося»);
— метафоры и символы («сажа из печи», «горе;каравай», «сныть проявляет прыть»);
— параллелизмы и повторы («век за веком прочь / день сменяет ночь»);
— интонация скорбного обобщения.
Средства связи и выразительности
— Лексические повторы («нужда», «печь/печка», «святой»);
— Параллелизмы («Век за веком прочь. / День сменяет ночь»);
— Антитезы («святой водой» — «кадка пустая», «святой» — «бражная вотчина»);
— Метафоры и символика:
«сажа из печи» — загрязнение, порча изнутри;
«горе;каравай» — жизнь, исполненная горя;
«сныть проявляет прыть» — упорство жизни среди запустения;
«поля в пыли, словно бобыли» — одиночество и бесплодие земли;
— Фольклорные и библейские аллюзии («на авось надежда», «святая вода», мотив воздаяния).
Итог: текст представляет собой мрачную поэтическую зарисовку о цикличности беды и нравственном упадке, где образы природы и быта становятся символами общего нездоровья мира. Тональность — скорбная, иронично;обречённая.
Свидетельство о публикации №117071908919