Чудодейник

В ковшике ладошки
Чистая вода...
Берег невысок, полог и крепок.
Где-то за лесами
Люди в городах
Редко выбираются их клеток.
Для тебя судьбою
Спущена узда...
Пополняй лукошко чудодейник.
Травы вдоль дорожки
Завели сюда
Не случайно... ты теперь здесь пленник.
Сам и не захочешь
Уходить назад...
Здесь найдёшь и хворям противленье.
А дождёшься ночи -
Оживёт вода,
В лунно-звёздном серебро-свеченье.
Сила трав целебных
Ночью велика...
Может быть, Луна с небес колдует,
Может духи леса,
Может, облака...
Что-то чтит здесь праведность седую.
По векам ветрами
Хвори разнеслись...
Люди их грехами заслужили.
Мир жестоко ранил
Праведную жизнь...
Выдворив ворожек с ворожилен.
Дышит душным смрадом
Каждый новый век...
Благо-бедолага в жменьке блуда...
Странная награда
Жизни - человек...
Но, ведь есть он на земле покуда.
А твоя дорога
Мимо тех полей,
Что хлеба до зрелости доносят,
Провожая с Богом
Клинья журавлей,
Дом свой покидающих на осень.
Иногда приходят
Из-за тех лесов,
Что скрывают города за далью,
Хворые... и вроде
Звуки голосов
Связаны неведомой печалью.
О деревьях спросят,
Пару тройку фраз
Бросят, выпросив себе по ветке...
Потрепав колосья,
Трав возьмут на раз,
Чтобы унести обратно... в клетки.

19.07.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема: противопоставление природного мира и городской жизни, исцеляющая сила природы, судьба человека в контексте грехопадения и поиска гармонии.
Основная мысль: природа (лес, травы, вода) — источник исцеления и подлинной жизни; города и «клетки» цивилизации отчуждают человека от естества; ночь и лунное свечение усиливают магическую, целебную силу природного мира.
Композиция:
зачин — образ чистой воды и природного пространства («В ковшике ладошки / Чистая вода…»);
развитие — контраст между горожанами («в клетках») и тем, кто остался в природе; мотив пленения природой как блага;
кульминация — ночная магия («А дождёшься ночи — / Оживёт вода…»);
развязка — приход «хворых» из городов за исцелением и их уход обратно «в клетки».
Тип речи: лирическое повествование с элементами рассуждения (размышления о грехе, праведности, ране мира).
Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью, символикой и архаизирующими элементами («узда», «ворожки», «ворожильни»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («вода», «травы», «клетки», «лес»);
местоимения и указатели («здесь», «туда», «их»);
синтаксический параллелизм и анафоры;
смысловые контрасты (город;;;лес, болезнь;;;исцеление, день;;;ночь).
Средства выразительности:
метафоры и олицетворения: «оживёт вода», «дышит душным смрадом каждый новый век», «клинья журавлей, дом свой покидающих»;
эпитеты: «лунно;звёздное серебро;свеченье», «праведная жизнь», «душный смрад», «неведомая печаль»;
символика: вода (очищение), луна (магия, ночь), травы (исцеление), клетки (неволя цивилизации), журавли (уход, смена сезона);
архаизмы и фольклорные элементы: «узда», «ворожки», «ворожильни», «жменька»;
риторические конструкции и многоточия — создают интонацию раздумья, таинственности;
контрасты и антитезы: города;;;лес, болезнь;;;здоровье, свет дня;;;магическая ночь.
Общий тон: созерцательно;меланхолический, с налётом мистики и нравственного поучения. Стихотворение выстраивает мифопоэтический образ природы как спасительного пространства, куда люди приходят за исцелением, но неизменно возвращаются в «клетки» городской жизни.


Рецензии