Культура России и ее национальный характер

Россия- самая большая страна на карте, самая большая загадка для иностранцев.
Какова ее культура? Для Европы и Америки мы- Восток. Но разве мы восток? По типу культуры - скорее Запад, а может вообще: ни то не другое? Для ответа на все эти вопросы стоит в первую очередь обратиться к истокам формирования национального характера. Исторически Русь имеет истоки в язычестве, элементы которого, к слову сказать, имеют место до сих пор (празднование масленицы, вера в приметы и т.п.). Однако, поворотным моментом, а лучше сказать, отправной точкой формирования русского типа культуры стало крещение Руси в 988 году. Жизнь Князя Владимира удивительным образом очень схожа с судьбой страны. Он был рьяным язычником и творил подчас просто ужасные вещи, а приняв крещение, полностью переменился. Хотя его и преследовали прошлые страсти, он старался «не обращаться вспять». Почти тоже самое произошло и с нашей страной. «Русь была крещена, но не просвещена» - плоды чего мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. Переняв веру от Византии, мы приняли их культурные традиции, получили письменность, организацию государственного устройства и множество различных вещей. Уровень образования на тот момент оставался крайне низким, но постепенно начали появляться культурно образовательные центры, большей частью при монастырях. Так, в неразрывной связи с Христианской верой, начал формироваться особый тип русской культуры. Со временем, Византия падет, подписав унию с католической церковью, и Москва (ставшая к тому времени политическим центром) станет «третьим Римом» а, «четвертому», как говориться в том же источнике, «не бывать».  Здесь же необходимо упомянуть и о Татаро-монгольском иге, длившемся более полутора века. Происходило это как раз тогда, когда в Европе были «Средние века», и эпоха Просвещения для нас наступит гораздо позднее, чем кстати тоже обусловлены многие различия между культурами Европы и России. В общем, период допетровской эпохи во многом ассоциируется у нас со словом «Русь», что вбирает в себя все образы русской старины, деревни, равно как и боярства, духовенства, воинов. Все это позднее найдет отражения в «сказках» Пушкина, героях произведений А.К. Толстого и многих других.
Следующий по значимости, на мой взгляд, это «европейский» период. Началом своим обязанный Петру Первому и продолжавшийся довольно долго. В это время Россия прочно входит в мировую историю как империя и занимает значимую позицию на геополитической арене. Однако, в области духовно культурного развития самобытность русского народа начинает особо сильно страдать от повсеместной принудительной «европеизации». Образ русского человека, в особенности, мужчины, выставляется смешным и неприемлемо «мужицким». В качестве альтернативы предлагается полное копирование образа европейского мужчины - от парика до панталон. Самым решительным образом выметается вся «лубочность», остающаяся уделом «непросвещенной деревни»  и духовенства, которое в это время вместе со всей церковью терпит сильные притеснения и практически полностью утрачивает самостоятельность. Секуляризация - вот в чем основа «высшего света» На Европейский манер перекраивается русское платье, укорачивается и ужимается в корсеты. В моду входит праздный образ жизни, балы и французская речь, позволяющие отделиться от «низких темных» слоев общества. Это основной блок, бессмертные поэты, писатели, художники, музыканты и архитекторы, наше культурное наследие, в значительной степени родом из тех времён.
Александр Сергеевич Пушкин удивительно тонко подмечает дух того времени:
                «… по-русски плохо знала,
                Журналов наших не читала,
                И выражалася с трудом
                На языке своем родном».
Следующий период – Советское время. Как странно получается: каждая последующая эпоха стремится затереть, разрушить предыдущие. Так произошло при «европеизации» так случилось и теперь. Начало ознаменовалось самой страшной войной- войной против своего народа, то есть гражданской. Пришедшая к власти партия начала свое правление со зверского убийства Николая Второго, императрицы и их пятерых детей… Даже несмотря на то, что император отрекся, а больной гемофилией ребенок едва ли мог претендовать на престол. И вот, по пришествии «нового времени» все «пережитки царизма» вновь облекаются в рубище насмешки и выгоняются вон. Особо жестокая расправа ждала церковь… Разрушены сотни храмов, зверски убиты тысячи священнослужителей и просто верующих людей, поруган и изуродован образ Православия в России, да и ее саму уже не узнать... И что же русский народ? Теперь это советские граждане, трудящиеся, строящие светлое будущее своей страны. Однако рана душевная все равно зияет, даже если она и скрыта до времени. Огонь веры был старательно растоптан и залит, но он не угас и разошелся в лампадочках по домам, укрылся в маленьких деревенских избушках в Красном Углу с бумажными иконками. Время проходит, и страна крепнет, получает мировое признание, выходит из кризиса. И тут вторая волна накрывает нашу родину. Великая Отечественная Война. Невероятным усилием воли, и любви к своей стране, поражающей самоотдачей и предельной жертвенностью куплена победа в ней. Бесценной русской кровью. Особым, по моему мнению, символом является памятник неизвестному солдату – вот олицетворение смирения и милосердия, вот образ нашей культуры, национальный характер России. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»…Выдержав смертельный удар фашисткой силы (практически в одиночку, ибо союзники предпочли «не вмешиваться» до времени), она не оставила другие страны, освободив и их от немецкой оккупации…
Сегодня Россия, пережив государственный переворот, другая, а может быть все та же. Более чем тысячелетняя история местами очень трагична, но большей частью – прекрасна и величава в своей простоте и скромности. Нам есть что вспомнить, нам есть чем гордится, но нам есть и о чем скорбеть. Много великих людей являются нашими соотечественниками. И нам самим, конечно, придется очень постараться, чтобы стать достойными славы своих предков, достойными сынами  своей Родины.


Ноябрь
P.S. Сугубо субъективное мнение. Без претензий на гениальность.


Рецензии